Естественные монополии: регулирование и управление
Материалы / Антимонопольная политика Казахстана / Естественные монополии: регулирование и управление
Страница 2

Во-первых, средства прямого (административного) и косвенного (экономического) назначения используются с единой конечной целью – реализация управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления.

Во-вторых, эти средства практически используются одними и теми же, а не различными субъектами исполнительной власти.

В-третьих, они используются в отношении одних же объектов управления, не существует таких объектов, которые нуждаются исключительно в косвенном управляющем воздействии.

В-четвертых, прямые и косвенные средства используются в практической деятельности соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) в рамках единого варианта, а именно, как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления. Например, поощрительные или стимулирующие меры оформляются в виде соответствующих решений.

В-пятых. Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации юридической формы невозможно осуществлять эффективное, рациональное и грамотное управление вообще. Тем более что речь идет о самом существенном – о непосредственном (или опосредованном) управляющем воздействии на объект управления. Схематично эту систему можно представить в виде трех основных блоков.

Система инструментов государственного управления:

1. Административное регулирование.

2. Правовое регулирование.

3. Экономическое регулирование

В-шестых, практически во всех правовых актах управления можно обнаружить органическое сочетание экономического содержания и административно-правовой формы. Существование естественной монополии, представляющей собой наиболее чистый случай несостоятельности рынка, ведущее к возникновению нерационального общественного производства, является весомым аргументом в пользу государственного контроля и управления над производством товаров и услуг. Существование несостоятельности не означает само по себе, что государство брать на себя полную ответственность по производству данного вида товара или услуг. Необходимо отметить, что государство может корректировать несостоятельности или так называемые «провалы рынка» без применения компенсационных мер. А когда государство вмешивается, государственное производство может и не быть приемлемым и эффективным средством.

Так, в Казахстане регулирование использовалось для контроля над такими отраслями, как телефонная связь и производство электроэнергии, в угольной промышленности.

Решение антимонопольных задач в регулируемых сферах экономики предполагает использование определенной системы инструментов государственного воздействия на происходящие в них хозяйственные процессы, среди которых, как было уже отмечено выше, выделяются административно-правовые и экономические, имеющие прямой и косвенный характер.

В качестве основных составляющих этих блоков можно выделить следующие базовые элементы:

• государственно-правовые механизмы;

• определение условий доступа частного капитала в регулируемые отрасли;

• механизм ценообразования.

При использовании правовых и экономических блоков как мер против несостоятельности рынка выдвигаются три основных объективных преимущества.

Во-первых, они делают возможной более последовательную и эффективную государственную экономическую политику.

Во-вторых, использование налоговой и дотационной схем регулирования позволяет более ясно оценить издержки, связанные с достижением существующих целей. Весьма проблематично оценить дополнительные издержки государственного предприятия, преследующего эти цели, предоставление прямых государственных субсидий делает стоимость достижения этих целей более видимыми, позволяя принять наиболее рациональное решение, определяющее, оправдываются ли издержки получаемыми выгодами.

В-третьих, в Казахстане существует широко распространенное мнение, что у частных фирм, в том числе и у регулируемых, стимул к повышению эффективности сильнее.

Энергоотрасли и их предприятия, находящиеся в собственности государства, обычно занимают монопольное положение на рынке в силу специфики своей деятельности, размеров и уникальности производственных объектов, а также их значимости для потребителей.

Функционирование отраслей топливно-энергетического комплекса требует достаточно жесткого регулирования их деятельности со стороны государства. Это обусловливается рядом причин:

– предприятия комплекса немногочисленны, как правило данный рынок высококонцентрирован, относится к стратегическим отраслям экономики;

Страницы: 1 2 3 4