Естественные монополии: регулирование и управлениеМатериалы / Антимонопольная политика Казахстана / Естественные монополии: регулирование и управлениеСтраница 3
– энергия в различных способах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного процесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами политическими;
– для энергоотраслей характерны высокая инерционность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении национальных природных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и возможность дублирования ряда производств на определенной территории.
В силу этих причин правительство Казахстана предпочитает сохранять контроль над топливно-энергетическими отраслями при жесткой регламентации деятельности не попавших туда отраслей и предприятий, непосредственно связанных с энергетикой.
Однако когда конкуренция в отраслях комплекса ведет к укрупнению энергохозяйства страны, к лучшему удовлетворению общественной потребности в определенных энергоносителях, то государство допускает туда частный и иностранный капитал. В основном это сеть бензоколонок, разведка и освоение на определенных условиях нефтегазовых месторождений, создание дополнительных мощностей по нефтепереработке, производство альтернативных источников энергии.
Отсутствие соответствующего регулирования может, в частности, привести к упадку топливно-энергетических отраслей при одновременном росте цен на их продукцию. Законодательное регулирование деятельности монополистов в отраслях ТЭК решает в основном две задачи:
1) по возможности приближает условия функционирования предприятия или отрасли-монополиста к рыночной среде;
2) определяет специальные правила их хозяйственного поведения как общественно значимых и экологически опасных.
В то же время государство обязуется в необходимых случаях обеспечить возможность выполнения ряда обязательств предприятия или отрасли-монополиста, связанных с общенациональными интересами, предоставлять им определенные льготы и преимущества.
В качестве основных задач государственного регулирования в области энергетики можно выделить следующие:
– создание условий добросовестной конкуренции;
– способствование стабильному развитию энергетики;
– защита окружающей среды;
– регулирование нормы прибыли компании.
Степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК всецело зависит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и масштаба решаемых задач. Формы и методы косвенного (экономического) регулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимости от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее государство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.
Государственный протекционизм имеет следующие проявления:
– участие государства в развитии отраслей ТЭК через активное регулирование или прямое участие государства в освоении и использовании энергоресурсов с целью поддержки национальных предприятий ТЭК, а также защиты внутреннего рынка энергоносителей;
– государство зачастую контролирует освоение национальных энергоресурсов с целью их охраны и рационального использования;
– для защиты внутреннего рынка энергоносителей и потребителей государство контролирует цены на продукцию отраслей ТЭК, относящихся к естественным монополиям, а в ряде случаев и на другие энергоносители;
– при привлечении иностранного капитала в соответствующих договорах может быть закреплено положение о первоочередной продаже продукции на внутреннем рынке (причем не только на условиях, аналогичных мировому рынку).
В Казахстане, где усложненные или часто меняющиеся структуры налогообложения, нередко ответственность за уплату всех налогов возлагают на национальную нефтяную компанию.
Изменения в налоговой системе почти всегда заранее обсуждаются в налоговом кодексе Казахстана, действуют положения о стабильности налоговой системы. Крайне нежелательным является внесение предложений об улучшении налоговой системы без установления правил, направленных на стабилизацию режима налогообложения.
Важным объектом государственного регулирования, продиктованного экономическими, политическими, социальными и другими соображениями в промышленно развитых странах, является экспорт сырья и полуфабрикатов. Регулирование данного процесса осуществляется, главным образом, с помощью административных инструментов, позволяющих воздействовать на поставку товаров за границу достаточно оперативно, независимо от состояния рыночной конъюнктуры. Чаще всего государство прибегает к таким мерам, как регистрация экспортеров, лицензирование коммерческих сделок, «добровольное» ограничение поставок и заключение межправительственных соглашений. В некоторых случаях принимаются коллективные меры, хотя последние и не всегда строго соблюдаются; поощряется создание объединений экспортеров в целях упорядочения регулирования поставок.