Основные направления совершенствования законодательства о порядке образования новых субъектов Федерации
Материалы / Изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и тенденция их объединения / Основные направления совершенствования законодательства о порядке образования новых субъектов Федерации
Страница 2

Кроме того, было бы целесообразно установить в ФКЗ сроки проведения референдумов в заинтересованных субъектах Федерации. К примеру, не позднее 6 месяцев с момента одобрения инициативы Президентом РФ.

Необходимо оговорить также санкции за неисполнение данной нормы для ответственных лиц. Необходимо определить сроки, в течение которых Президент России поддерживает инициативу заинтересованных субъектов. Например, «не позднее 1 месяца с момента выражения инициативы заинтересованными субъектами РФ об образовании в составе РФ нового субъекта. Если в установленный срок Президент РФ не отклонит указанную инициативу либо не поддержит ее, инициатива считается поддержанной Президентом России».

Таким образом, Президент принимает непосредственное участие в объединении субъектов Федерации. Кроме того, от его позиции зависит дальнейшая судьба процесса объединения. Федеральная власть, побуждая сегодня процессы объединения, понимает, что они должны продолжаться до определенного предела: формирование сильных субъектов, экономически и политически самостоятельных, может при определенных обстоятельствах провоцировать сепаратизм. Возможно также объединение субъектов, слияние которых несвоевременно или нежелательно. Так, вряд ли в ближайшее время допустимо объединение Чеченской Республики с Ингушетией.

Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов РФ по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта представляются Президенту РФ, но и здесь ничего не говорится о сроках такого представления. Думаю, срок можно ограничить десятью днями с момента опубликования официальных итогов референдумов в заинтересованных субъектах.

К недостаткам закона можно отнести отсутствие в нем принципов принятия в состав Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Федерации, а также неурегулированность вопроса об изменении границ между субъектами Федерации. Однако принципы уже заложены в Конституции РФ и составляют основы федеративного устройства Российской Федерации: государственная целостность, единство системы органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции России); суверенитет РФ (ст. 4); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами (ч. 3

ст. 5); единство конституционной системы (ст. 15). Дублирование же данных принципов в рамках ФКЗ нам кажется излишним. Кроме того, в ч. 2 ст. 3 закреплено, что при принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности.

Таким образом, действующий Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» требует внесения целого ряда изменений и дополнений:

В ФКЗ возможно составить открытый перечень целей объединения субъектов, а уже в ФКЗ по конкретным случаям объединения указывать конкретный перечень.

Населению (гражданам) следует предоставить право инициативы в деле укрупнения субъектов Российской Федерации.

Заинтересованным субъектам РФ (в лице их органов государственной власти) предоставить право участия в процессе принятия «объединительного» Федерального конституционного закона на стадиях их предварительного рассмотрения, рассмотрения и принятия в обеих палатах Федерального Собрания РФ. В связи с этим необходимо установить срок выражения своей позиции заинтересованными субъектами. Он может составлять от 1 до 3 месяцев.

Необходимо определить юридические последствия неодобрения Президентом России инициативы объединения субъектов. Например, можно дополнить п. 1 ст. 11 следующим предложением: «В случае отклонения Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта право повторного выражения инициативы у заинтересованных субъектов возникает по истечении 5 (7 или 10) лет с момента отклонения предыдущей инициативы».

Страницы: 1 2 3 4