Основные направления совершенствования законодательства о
порядке образования новых субъектов ФедерацииМатериалы / Изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и тенденция их объединения / Основные направления совершенствования законодательства о
порядке образования новых субъектов ФедерацииСтраница 4
Институт изменения состава субъектов Российской Федерации занимает особое место в структуре конституционного права России и входит в комплексный институт государственного устройства Российской Федерации.
Образующие его нормы составляют единый блок и касаются принятия в состав Российской Федерации новых субъектов, образования, преобразования, упразднения субъектов Российской Федерации, изменения конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.Развитие соответствующих разделов законодательства, правоприменения, лежащих в их основе теоретических представлений требует формирования собственного понятийного аппарата, который в настоящее время в конституционном праве отсутствует.
Состав субъектов Российской Федерации как юридическая конструкция первичен по отношению к самим субъектам Федерации, так как субъекты Федерации не «образуют» состав субъектов Федерации, а «находятся» в нем.
Индивидуальный состав субъектов Российской Федерации включает субъекты Российской Федерации, перечень которых содержится в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ и является элементом собственно федеративного устройства государства.
В настоящее время разработан механизм, регламентирующий структурные изменения в системе российского федерализма, а именно принятие в Российскую Федерацию нового субъекта и образование нового субъекта внутри Федерации. И такого рода изменения не заставят себя ждать. Уже есть примеры практической реализации данного закона. На данный момент приняты пять «именных» Федеральных конституционных законов о конкретных изменениях в составе субъектов Российской Федерации; от 25 марта 2004 г. (в ред. от 12 апреля 2006 г.) № 1 -ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (объединение состоялось 1 декабря 2005 г.); от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (объединение состоялось 1 января 2007 г.); от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» (объединение состоялось 1 июля 2007 г.); от 30 октября 2006 г. (в ред. от 2 июня 2007 г.) № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» (объединение состоялось 1 января 2008 г.); от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» (объединение состоялось 1 марта 2008 г.). В результате территориальных изменений, предусмотренных перечисленными федеральными конституционными законами, к 1 марта 2008 г. количество субъектов Российской Федерации сократилось до 83 единиц.
Значимым недостатком российского законодательства остается ограниченный перечень способов совершенствования субъектного состава Российской Федерации. Российское законодательство должно предусматривать не только укрупнение субъектов Федерации и принятие в состав Федерации нового субъекта, но и другие способы совершенствования состава Российской Федерации, в частности, законодательное установление института инкорпорированных территорий. В случае досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц объединяемых субъектов Федерации (после вступления в силу соответствующих федеральных конституционных законов) должен соблюдаться общий порядок наделения полномочиями глав субъектов Федерации.