Основные направления совершенствования законодательства о порядке образования новых субъектов Федерации
Материалы / Изменение конституционно-правового статуса субъектов РФ и тенденция их объединения / Основные направления совершенствования законодательства о порядке образования новых субъектов Федерации
Страница 3

Установить и требование об одновременности проведения референдумов в заинтересованных субъектах.

Выносить на референдум не вопрос об образовании нового субъекта, а проект ФКЗ либо его концепцию, что позволит населению принять непосредственное действенное участие в процессе объединения, а также иметь комплексную картину его последствий.

Установить в ФКЗ сроки проведения референдумов в заинтересованных субъектах. К примеру, не позднее 6 месяцев с момента одобрения инициативы Президентом РФ. Необходимо оговорить также санкции за неисполнение данной нормы для ответственных лиц.

Для Президента России нужно определить сроки, в течение которых он поддерживает инициативу заинтересованных субъектов. Например, «не позднее 1 месяца с момента выражения инициативы заинтересованными субъектами РФ об образовании в составе РФ нового субъекта. Если в установленный срок Президент РФ не отклонит указанную инициативу либо не поддержит ее, инициатива считается поддержанной Президентом России».

Установить сроки представления органами государственной власти заинтересованных субъектов данных о результатах референдума Президенту РФ. Срок можно ограничить десятью днями с момента опубликования официальных итогов референдумов в заинтересованных субъектах.

Расходы на объединение субъектов устанавливать в форме федерального закона. Основами отчисления финансовой помощи могут стать размеры территорий, различия в уровне развития субъектов, степень дотационности поглощаемых автономий и т.п. В бюджете же на очередной финансовый год необходимо учитывать стадии процесса объединения субъектов.

В перспективе процесс укрупнения может привести к тому, что для нормального развития укрупненных субъектов Федерации потребуется новое административно-территориальное деление страны — практика уже столкнулась с этим при попытке определить статус бывших автономных округов в составе новообразованных субъектов Федерации. Все это повлечет за собой очередной виток муниципальной реформы.

По каждому случаю объединения субъектов принимаются отдельные федеральные конституционные законы. Они, как известно, принимаются квалифицированным большинством. Кроме того, существует «рамочный» ФКЗ. Может быть, пределы установить в нем? Но и он требует квалифицированного большинства. Следовательно, такое предложение целесообразно закрепить только в Конституции Российской Федерации.

Положения, установленные сегодня принятыми ФКЗ по уже проводящимся процессам объединения вполне можно рассматривать как шаблоны для всех последующих аналогичных законов. Еще более разумным решением данного вопроса видится включение этих положений в ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В этом случае каждый отдельный закон об образовании нового субъекта РФ действительно лишь устанавливал бы сроки для решения вопросов о функционировании государственных органов объединяющихся субъектов РФ на территории нового субъекта РФ, а также о формировании органов государственной власти этого нового субъекта. Со временем подобное предложение может быть реализовано на практике.

Развитие российской государственности на современном этапе выходит на качественно новый уровень - уровень законодательного регулирования изменения субъектного состава Российской Федерации. Появление Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. - это достижение, относящееся к разряду правовых новаций, идущих в русле укрепления российских регионов, направленное на их интеграцию.

Очевидно, что экономические, политические и финансовые проблемы большинства субъектов Российской Федерации, в том числе сложносоставных, требуют разрешения. Потенциал указанных статей Конституции нацелен на ликвидацию таких недостатков субъектного состава Федерации, как слишком большое количество субъектов, их видовая «пестрота», резкое различие в финансовой обеспеченности, а также направлен на повышение эффективности территориального управления в государстве. В этой связи рассматривались предложения по объединению Ленинградской области и Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области. Существуют даже планы коренной перестройки федеративной структуры Российской Федерации посредством ее губернизации.

Страницы: 1 2 3 4