Государственный контроль в Республике Беларусь: понятие и виды
Материалы / Государственный контроль в Республике Беларусь: понятие и виды
Страница 1

Для механизма регулирования общественных отношений недостаточно наличия хорошего законодательства, необходимо обеспечить его точное исполнение. Одним из важнейших способов обеспечения реализации исполнения решений органов государственной власти является контроль.

Государственный контроль возник давно, одновременно с появлением государственного управления. Его необходимость вытекает из потребности получения сведений о качестве деятельности, выявления отклонений и просчетов субъектов государственного управления при реализации соответствующих правовых норм.

В различных странах концептуальные основы контроля и преимущественное использование тех или иных его форм зависят в значительной мере от уровня демократического развития государства, существующего политического режима, особенностей правовой доктрины и юридических традиций.

Исследованию вопросов контроля, в частности государственного контроля, придается особое значение, поскольку под влиянием мирового финансового кризиса продолжает совершенствоваться система государственного управления как в Республике Беларусь, так и в других странах.

Вопросам контроля много внимания уделено не только в работах советского периода, но и трудах современных белорусских и российских ученых. Они освещаются, в частности, в трудах Г.В.Атаманчука, Д.Н.Бахраха, А.Б.Зеленцова, М.С.Студеникиной, В.Е.Чиркина, С.В.Степашина, А.М.Тарасова, Г.А.Василевича, А.Н.Крамника и многих других. Несмотря на большой объем научной литературы по контролю, не теряет своей актуальности и практической значимости изучение содержания понятия «государственный контроль», его видов и выработка предложений по их развитию и совершенствованию.

Слово «контроль» происходит от французского слова «controle» и обозначает проверку, а также наблюдение с целью проверки. Схожее определение контроля содержится и в толковых словарях русского языка. В толковом словаре В.И.Даля контроль определяется как учет, поверка счетов, отчетности; присутственное место, занимающееся поверкой отчетов, а в словаре С.И.Ожегова под контролем понимается проверка, а также наблюдение с целью проверки. Более развернутое определение контроля представлено в Большом юридическом энциклопедическом словаре: составная часть управления объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями.

В юридической литературе отмечается, что термин «контроль» в научной и практической деятельности употребляется довольно часто, что создает иллюзию изученности данного понятия. Однако анализ литературы по конституционному, административному праву, теории государственного управления показывает, что у ученых нет единого мнения относительно определения контроля.

В самом общем виде А.Б.Зеленцов определяет контроль как функцию, состоящую в выявлении отклонений фактических параметров управленческой деятельности от нормативных.

Контроль, по мнению А.Н.Крамника, – соответствующий вид деятельности, осуществляемой субъектом контроля с целью получения достоверной информации о происходящих процессах в тех или иных сферах. А в качестве содержания контроля он называет внимательное наблюдение, изучение, исследование функционирования подконтрольного объекта, выявление состояния фактического положения с намеченными (предписанными) целями.

М.С.Студеникина под контролем подразумевает самостоятельный вид управленческой деятельности, сущность которого состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые он (объект) получил от управляющего звена (органа, должностного лица), и который включает выявление и анализ фактического положения дел, сопоставление фактического положения с намеченными целями, оценку контролируемой деятельности и принятие мер по устранению вскрытых недостатков.

В монографии С.М.Степашина «Конституционный аудит» контроль определяется как одна из необходимых функций управления и представляет собой систему мониторинга процесса функционирования управляемого объекта с тем, чтобы оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, точность и эффективность результатов их выполнения, выявить отклонения от этих решений, устранить негативные эффекты и осуществить корректировку действий.

Страницы: 1 2 3 4 5