Государственный контроль в Республике Беларусь: понятие и виды
Материалы / Государственный контроль в Республике Беларусь: понятие и виды
Страница 3

В теории административного права выработано два подхода к определению государственного управления:

1) государственное управление в широком понимании – это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.

д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения;

2) государственное управление в узком понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти.

Учитывая эти два подхода при определении государственного управления, полагаем, что государственный контроль также следует определять в широком и узком смысле.

Под государственным контролем в широком смысле понимается деятельность органов государственной власти (Президента, органов представительной и исполнительной власти, судов и др.), осуществляемая посредством организационно-правовых способов и средств в рамках своей компетенции и направленная на обеспечение законности и правопорядка в государстве в целом и повышение эффективности государственного управления.

Государственный контроль в узком понимании представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов и организаций, направленную на выявление нарушений законодательства, законности и целесообразности принятых решений в сфере деятельности органов исполнительной власти, а также на принятие мер по их предотвращению и предупреждению.

Следует отметить, что законодательно установленного определения государственного контроля в Республике Беларусь нет. Однако в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» устанавливается перечень государственных органов (их структурных подразделений, территориальных органов, подчиненных организаций) и иных организаций, уполномоченных законодательными актами на осуществление контроля с указанием сфер контрольной деятельности.

Раскрытию сущности государственного контроля способствует рассмотрение различных видов его проявления. Деление государственного контроля на виды позволяет «глубже изучить контроль как общественное явление, а также лучше организовать реализацию данной функции в общей системе управления».

В зависимости от научных и практических задач классификация видов государственного контроля может быть основана на различных критериях.

Государственный контроль в зависимости от субъекта, его осуществляющего, подразделяется на: президентский, контроль представительных органов власти, контроль исполнительных органов власти, судебный контроль, контроль специализированных органов (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, прокуратура).

Президентский контроль, в свою очередь, можно разделить на непосредственный (контроль осуществляется самим Президентом Республики Беларусь) и опосредованный (через специальные органы – Администрация Президента Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь и др.).

По форме государственного устройства государственный контроль можно разделить на контроль республиканский и контроль органов местного управления и самоуправления.

По времени проведения контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Основание для такой классификации контроля А.Н.Крамник и М.С.Студеникина связывают со стадией деятельности контрольного объекта, на которой проводится проверка. В общем, предварительный контроль проводится перед совершением каких-либо действий в целях предупреждения таких из них, которые могут оказаться нецелесообразными, нерациональными и незаконными. Например, Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь (Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14). Текущий контроль проводится в процессе осуществления деятельности, проведения мероприятий. Последующий контроль – это контроль фактического выполнения решения.

Страницы: 1 2 3 4 5