Государственный контроль в Республике Беларусь: понятие и виды
Материалы / Государственный контроль в Республике Беларусь: понятие и виды
Страница 4

По объему исследуемой деятельности выделяют контроль общий и специальный. В юридической литературе также можно встретить деление контроля в зависимости от масштаба распространения на всеобъемлющий и ограниченный.

По сути это аналогичные классификации. Общий (всеобъемлющий) контроль охватывает все сферы деятельности подконтрольного объекта, а специальный (ограниченный) контроль осуществляется по какому-либо одному или узкому кругу вопросов.

Вышеперечисленные классификации и виды контроля относятся к государственному контролю как в широком понимании, так и в узком. Однако можно выделить и те классификации, которые характерны только для государственного контроля в узком смысле.

К одной из таких классификаций относится деление государственного контроля на внешний и внутренний в зависимости от характера взаимоотношений субъекта и объекта контроля. У различных авторов критерии для такой классификации называются по-разному: соподчиненность субъекта и объекта контроля; положение органа, осуществляющего контрол; организационная взаимосвязь контролирующего и подконтрольного объекта; направленность контроля и т.д. Внутренний (внутрисистемный) контроль осуществляется в отношении органов одной системы (системы исполнительной власти) и субъектами этой системы. Внешний (внесистемный) контроль проводится в отношении организационно неподчиненных объектов (органами, находящимися вне системы исполнительной власти). М.С.Студеникина называет внутренний контроль внутриведомственным, а внешний – надведомственным. Заслуживает внимания и ее позиция относительно соотношения внутри- и надведомственного контроля, согласно которой эти два вида контроля тесно взаимосвязаны на практике и что необходимо достигнуть их оптимального сочетания для своевременного принятия правильного решения.

А.Б.Зеленцов отдельно выделяет такие виды государственного контроля, как контроль за лицами и контроль за актами, которые принято различать в зарубежном административном праве. Контроль за лицами касается поведения должностных лиц публичной администрации и призван обеспечить неукоснительное соблюдение ими должностных обязанностей. Контроль за актами, согласно А.Б.Зеленцову, имеет своим объектом правовые акты, принимаемые администрацией в процессе управленческой деятельности.

Важное значение имеет также и следующая классификация: в зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор*, который ограничивается только проверкой законности . Контроль за целесообразностью административных действий и решений предполагает выявление своевременности, способов, средств и мотивов их осуществления, оценку эффективности и способности максимально отвечать публичным интересам с минимальным ущербом для индивидуальных прав и интересов. Он включает оценку административных действий с точки зрения разумности, эффективности и нравственности. Контроль за законностью призван выявить соответствие административных действий и решений закону. Режим законности обязывает административные органы и должностных лиц при реализации своих функций по обеспечению публичных интересов действовать на основе закона и в установленных им рамках .

Многие административисты выделяют основные направления деятельности исполнительной власти которые также могут служить и основанием для классификации государственного контроля в узком понимании. Поэтому в зависимости от функциональной направленности различают контроль за выполнением служебных обязанностей; финансовый контроль (включающий бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный и др.); контроль за подбором и расстановкой кадров, государственной службой; контроль за соблюдением прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и др.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Контроль тесно связан с процессом государственного управления, и эффективное управление невозможно без наличия контроля. Вопросы понятия и видов государственного контроля в настоящее время не нашли должного отражения на уровне законодательства. Кроме того, современное состояние государственного контроля характеризуется множественностью органов, осуществляющих контроль, а, следовательно, и большим объемом нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля. В связи с этим представляется, что первоочередной является задача по совершенствованию нормативной базы на основе единого законодательного акта о государственном контроле.

Страницы: 1 2 3 4 5