Федеральное законодательство РФ в области религииМатериалы / Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в России / Федеральное законодательство РФ в области религииСтраница 2
П. 2 ст. 2 гласит, права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Иные нормативные акты, затрагивающие сферу прав на свободу совести и свободу исповедания, подчиняются настоящему федеральному закону.
Региональное законодательство, в случае противоречия закону о свободе совести, приводится в соответствие ему.П. 3 ст. 2 отсылает к ст. 28 Конституции и запрещает любое ущемление прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.
Статья 3 раскрывает личные права на свободу совести и свободу вероисповедания.
П. 1 ст. 3 говорит о том, что в Российской Федерации гарантируются права на свободу совести и свободу вероисповедания. Осуществление прав может быть как индивидуальным, так и коллективным. Это касается также иностранных граждан и лиц без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории Российской Федерации. Данный пункт опирается на ст. 28 и п. 3 ст. 62 Конституции.
П. 2 и п. 3 ст. 3 предполагают возможные ограничения на свободу совести и свободу религиозного исповедания. Конституционно это положение закреплено в ст. 55.
П. 4 утверждает принцип равноправия граждан Российской Федерации перед законом во всех сферах общественной жизни, независимо от вероисповедания и отношения к религии. Также в п. 4 закреплено право на альтернативную гражданскую службу. В конституции данные положения закреплены статьями 19 и 59.
Рассматривая формулировку п. 4 о военной службе, необходимо отметить, что существуют нормы права, регулирующие вопросы, связанные с военной службой священнослужителей. Так, постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 51 "Об утверждении положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" и указ Президента Российской Федерации "О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу" определяют условия и количество священнослужителей, имеющих возможность получить отсрочку от армии. В постановлении оговариваются условия предоставления отсрочки священнослужителям. В указе определяется квота по количеству священнослужителей, имеющих право получить отсрочку во время призыва. Квота устанавливается в 300 человек.
П. 5 говорит о невозможности принуждения к религии и о запрете вовлечения малолетних в религию без согласия родителей.
П. 6 устанавливает принцип невозможности установления препятствий для различных проявлений веры, невозможности пропаганды религиозного превосходства, угроз, насилия на религиозной почве, оскорбления религиозных чувств верующих в разных аспектах.
П. 7 говорит о тайне исповеди. Тайна исповеди охраняется законом. В соответствии с этой нормой священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.
Статья 4 раскрывает принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений.
П. 1 дублирует ст. 14 Конституции, согласно которому, Российская Федерация является светским государством, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии с этим принципом государство:
- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Таким образом, государственные органы власти, органы местного самоуправления, образовательные учреждения и иные государственные организации не могут возлагать свои функции на религиозные объединения, а также не имеют права сопровождать свою деятельность публичными религиозными обрядами и церемониями.
П. 5 устанавливает права и ограничения в деятельности религиозных объединений. Религиозные объединения вправе иметь свой устав, организационную структуру, выбирать и назначать персонал. Ограничения заключаются в запрете на:
- выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- участие в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;