Федеральное законодательство РФ в области религии
Страница 6

Важной новацией и актом доброй воли со стороны государства является установление в законе, наряду с правом гражданина на замену по религиозным мотивам военной службы на альтернативную гражданскую, возможности предоставления священнослужителям в мирное время отсрочки от призыва на военную службу решением Президента Российской Федерации.

Механизм реализации этого права устанавливается специальными нормативными актами Президента и Правительства страны, которые действуют в настоящее время.

В целом закон Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" регулирует правоотношения в области прав человека на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных организаций. Закон определяет основные принципы взаимодействия государства и религиозных организаций, порядок регистрации религиозных организаций, создания банка данных религиозных организаций, основные требования, предъявляемые к ним, вопросы религиозного воспитания детей и деятельности иностранных проповедников. Данный закон значительно повлиял на деятельность религиозных объединений в России.

Как уже было сказано ранее закон "О свободе совести и религиозных объединений" является основным законом, регулирующим деятельность религиозных организаций. Но наряду с ним существует ряд норм, касающихся сферы административно-правового регулирования религиозных объединений в различных отраслях права.

Гражданский кодекс содержит ряд статей, регулирующих разные сферы гражданско-правовых отношений, связанных с религиозными объединениями их деятельностью. Таковыми являются: ст. 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 61, 117, 121, 150, 131, 152, 209, 213, 288, 582

Уголовный кодекс в ряде статей содержит санкции с употреблением формулировок, указывающих на возможность наличия религиозных мотивов в общественно-опасных деяниях. Статья 4 уголовного кодекса утверждает принцип равенства граждан перед законом и лица, совершившие преступления подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Статьи 63, 105, 111, 112, 117, 129, 130, 136, 137, 148, 148, 149, 239, 244, 282.1, 282.2, 328,357 содержат формулировку, указывающую на религиозную составляющую.

Кодекс об административных правонарушениях содержит ряд статей, регулирующих сферу административно-правового регулирования деятельности религиозных объединений и осуществления прав граждан, связанных с религией. Таковыми являются: ст. 1.4, 5.26, 5.38, 5.39, 13.22, 14.25, 15.3, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 20.2, 20.2.1, 20.3, 23.1, 23.6, 28.4.

Налоговый кодекс содержит нормы, регулирующие налогообложение религиозных объединений. Данные нормы представлены статьями: 3, 83, 87, 116, 117, 149, 150, 217, 219, 251, 264, 270, 333.33, 333.34, 333. 35, 381, 395.

В соответствии со ст. 395, ч. 2 Налогового кодекса РФ религиозные организации освобождаются от уплаты налога за землю "в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения".

В законодательстве 19 субъектов РФ встречается дублирование данной нормы закона (Республики Башкортостан, Марий Эл, Коми, Татарстан; Владимирская, Курская, Московская, Калининградская, Калужская, Новосибирская, Самарская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская обл.; Санкт-Петербург; Пермский, Ставропольский края; Ненецкий, Ямало-Ненецкий АО).

Земельный кодекс содержит ряд статей, регулирующий предоставление земель религиозным организациям. Таковыми статьями являются: 1 ч. 4, 24 ч. 1 п. 4, 30 ч. 3, 31 ч. 3, 36 ч. 1, 78 ч. 1, 82.

Важно отметить статью 24, которая предоставляет право религиозным организациям на безвозмездное срочное пользование земельными участками.

В этой связи необходимо отметить федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Согласно п. 2 ст. 5 земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного срочного пользования данного закона земельные участки могут находиться в собственности у религиозных организаций.

Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" направлен на обеспечение права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Согласно этому закону религиозные организации и религиозные объединения могут участвовать и выступать организаторами собраний, митингов, шествий пикетирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7