Проблемы и пути реформирования государственной службы в Кыргызской Республике
Материалы / Государственная служба Кыргызской республики / Проблемы и пути реформирования государственной службы в Кыргызской Республике
Страница 1

Обретение Кыргызстаном независимости, переход от административно-командной централизованной экономики, тоталитарного политического режима к социально ориентированной рыночной экономике и демократической правовой государственности потребовали коренного изменения роли и функций государства как института, осуществляющего широкий спектр действий, направленных на решение социальных и экономических проблем.

Последнее десятилетие было ознаменовано серьезными преобразованиями системы государственного управления. Проведены значительные реформы во всех областях жизнедеятельности республики. Однако реформам в сфере государственного управления не удалось идти наравне с реформами в социально-экономической политике.

Поэтому в условиях относительного сокращения государственного вмешательства в экономику и во многие иные сферы жизни общества настоятельной и очевидной задачей является усиление потенциала государства, повышение эффективности государственного управления, а достичь этого можно за счет решения вопросов кадрового обеспечения реформ, создания стабильного, профессионального и компактного госаппарата.

Переломным моментом на пути создания профессиональной государственной службы стало принятие в 1999 году Закона «О государственной службе», позволившего законодательно оформить государственную службу как институт и субъект права.

Дальнейшее организационно-правовое обеспечение системы государственной службы было закреплено Указами Президента Кыргызской Республики.

3 июля 2000 года был утвержден Реестр государственных должностей государственной службы, которым были унифицированы государственные должности в органах государственного управления.

25 июля 2000 года были утверждены основные положения, регулирующие основные вопросы прохождения государственной службы:

о порядке проведения аттестации государственных служащих;

о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

о порядке проведения квалификационных экзаменов государственных служащих;

о порядке формирования и функционирования резерва кадров госслужбы;

о служебном продвижении государственных служащих;

о порядке присвоения классных чинов государственным служащим.

В августе 2000 года принята усовершенствованная система оплаты труда государственных служащих. Ранее из-за незначительных различий минимального и максимального уровней оплаты труда она фактически не мотивировала на профессиональный рост и служебное продвижение. Была повышена мотивация к служебному росту через увязку заработной платы к объему должностных полномочий, ликвидирована привязка к минимальной заработной плате, дифференцирована заработная плата в зависимости от статуса государственного органа. Введены надбавки к должностному окладу государственного служащего за классный чин.

Для того, чтобы сделать процедуры прохождения государственной службы более эффективными, необходима система развития потенциала государственной службы. Эта система должна охватить все стадии и этапы, начиная с отбора на госслужбу и заканчивая механизмами служебного (карьерного) продвижения. Обязательной составляющей системы являются программы развития для государственных служащих, включающие развитие профессиональных знаний, навыков и умений менеджмента, лидерских качеств, группового взаимодействия, управления изменениями техники и технологии работы. Уделяя большое внимание развитию кадрового потенциала государственной службы и вопросам обучения, Президентом страны было принято важное решение по образованию Академии управления при Президенте Кыргызской Республики. На данное учебное заведение были возложены вопросы обучения и повышения квалификации государственных служащих.

Кроме того, был принят Указ Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию управленческих структур государственных органов". Целью Указа является унификация и сокращение управленческих структур внутри государственных органов, регулирование их штатной численности, а также определение структуры государственных должностей на всех уровнях управления. Указом утверждены минимальные нормы штатной численности госслужащих управленческих структур (сектор, управление, главное управление, департамент) в органах исполнительной власти, с учетом уровня управления (республиканский уровень, местный) и статуса (в составе центрального аппарата, самостоятельное юридическое лицо). Введено ограничение количества заместителей руководителей государственных органов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6