Правовое регулирование реализации права граждан на информацию в Республике Беларусь
Материалы / Правовое регулирование реализации права граждан на информацию в Республике Беларусь
Страница 1

Правовое закрепление и процедуры реализации права на информацию – тема малоизученная. Все больший интерес к ней проявляют как ученые-юристы, так и законодатели. На сегодняшний день активно ведется дискуссия о необходимости разработки и принятия таких законопроектов, как «О коммерческой тайне», «О персональных данных» и ряд других.

В этой связи актуальной становится необходимость детального изучения понятия и правовой природы права на информацию, взаимосвязи его с другими правами.

С.С. Алексеев субъективное право определяет как принадлежащую управомоченному в целях удовлетворения его интересов меру дозволенного поведения, которая обеспечена юридическими обязанностями других лиц. Н.И. Матузов данное право определяет как «гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица».

Социальной предпосылкой законодательного закрепления права на информацию является объективная необходимость правового обеспечения удовлетворения различных информационных потребностей человека, общества, государства. В этой связи И.Д. Тиновицкая справедливо отмечает, что «… одним из показателей уровня цивилизации общества является уровень информированности членов общества и их коллективов обо всех явлениях экономической, политической, социальной и правовой действительности, информацией о которых «владеют» соответствующие структуры».

В юридической литературе право на информацию рассматривается двояко. Одни представители рассматривают данное право как право на получение информации. Так, Л.К. Терещенко право на информацию рассматривает как «право на получение и использование реально выраженных данных и сведений, исходящих от реальных субъектов, владеющих этими данными и сведениями». Другие же представители право на информацию рассматривают более широко. Например, В. Михайлов относительно права на информацию отмечает, что «одно из важнейших конституционных прав – это право на производство, получение и распространение информации, но с другой стороны, существует не менее важное право на тайну гражданина, государства и иных субъектов».

Из анализа данных позиций, очевидно, что в юридической литературе существует два основных подхода к определению права на информацию – узкий и широкий. В узком смысле под правом на информацию понимается лишь право на получение или доступ к информации. В широком смысле под правом на информацию будет пониматься не только получение или доступ к информации, но и иные субъективные права, направленные на информацию или действия с ней (право на получение, распространение, охрану и иные действия). Однако даже при рассмотрении права на информацию в узком смысле оно не будет единым по причине того, что в рамках административных, гражданских и иных правоотношений будет существенным образом различаться.

Отметим, что впервые право на информацию на конституционном уровне было закреплено в Конституции Республики Беларусь 1994 года. Согласно статье 34 Конституции Республики Беларусь «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды». Закрепление права граждан на получение информации путем обращений в соответствующие органы в качестве гарантированного нормами Основного закона государства означает, что государство на уровне Конституции гарантирует каждому гражданину в случае необходимости возможность обращаться в различные инстанции для уяснения законности своих интересов, возможности защиты своих прав и свобод.

Необходимо отметить, что норма, гарантирующая право на информацию, охватывает и политическую, и экономическую, и экологическую, в том числе и правовую сферу информации, в которой ограничение прав и свобод личности согласно статье 23 Конституции Республики Беларусь «допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц». Кроме того, очевидно, что принцип свободы информации должен быть обеспечен и обеспечивается государственными гарантиями, к которым в соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Республики Беларусь относится обязанность государственных органов, общественных объединений и должностных лиц предоставить гражданину Республики Беларусь «возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы», а также обязанность государственных органов, должностных лиц, исполняющих государственные функции, в пределах своей компетенции «принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6