Правовое регулирование реализации права граждан на информацию в Республике Беларусь
Материалы / Правовое регулирование реализации права граждан на информацию в Республике Беларусь
Страница 3

Право на информацию в публично-правовых отношениях достаточно разнообразно. Так, в правоотношениях с участием физических или юридических лиц управомоченной стороной – обладателем права на информацию – может быть как частное лицо, так и государственный орган.

И наоборот, обязанность предоставить информацию может лежать как на частном лице, так и на государственном органе.

Субъективное право на информацию входит также в юридическое содержание ряда частноправовых отношений. Например, согласно статье 465 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору розничной купли-продажи покупатель имеет право на получение необходимой и достоверной информации о предлагаемом к продаже товаре. Ряд статей Гражданского кодекса также предусматривают право на получение информации. Например, право на информацию входит в содержание обязательственных гражданских правоотношений с участием граждан-потребителей.

Значительная роль принадлежит субъективному праву на информацию в обеспечении иных прав и законных интересов, например, права на охрану здоровья. Так, Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» закрепляет право граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, предоставлением населению доступной медицинской помощи и т.п. Статья 29 данного Закона гарантирует каждому право на получение в доступной форме информации о состоянии своего здоровья, применяемых методах диагностики и лечения, а также право на сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении. Информация, которая содержится в медицинской документации, составляет врачебную тайну и может представляться лишь с согласия пациента, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами. Как правило, такая информация представляется с санкции прокурора органам, ведущим административный процесс, органам уголовного преследования, а также по запросу судов. На наш взгляд, представляется целесообразным расширить содержание данной нормы, закрепив право на получение такой информации лицам, чьи права и свободы в будущем могут быть ограничены при ее сокрытии (например, закрепить право лиц, вступающих в брак, на получение информации о состоянии здоровья будущего супруга или супруги).

Статья 8 Закона Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» также устанавливает, что граждане при оказании им психиатрической помощи имеют право на получение информации о своих правах, получение в доступной для них форме и с учетом их психического состояния сведений о характере имеющихся у них психических расстройств (заболеваний), применяемых методах лечения и его предполагаемой продолжительности. Данный Закон также закрепляет, что сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения его за психиатрической помощью и лечении в психиатрическом учреждении, иные сведения о состоянии психического здоровья являются профессиональной тайной, охраняемой законом, и не подлежащей разглашению. Сообщение данных сведений допускается по письменному запросу, в котором содержатся обоснование такой необходимости и объем необходимых при этом сведений государственным органам, контролирующим оказание психиатрической помощи, а также судебным и правоохранительным органам в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. На наш взгляд, содержание данной нормы также следует расширить, предоставив право на получение такой информации заинтересованным лицам, тем самым создать и закрепить условия для реализации их конституционного права на получение информации о фактах, затрагивающих либо которые могут затронуть их права и законные интересы. Общеизвестным является положение о том, что права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. Исходя из этого, очевидно, что сокрытие информации как о состоянии здоровья в целом, так и о состоянии психического здоровья человека, может повлечь ограничение прав и законных интересов другого человека. В связи с этим также представляется целесообразным расширить норму статьи 14 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, которая закрепляет право лиц, вступающих в брак, до заключения брака пройти бесплатное медицинское обследование в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния их здоровья и выявления наследственных заболеваний. В данной статье необходимо прописать обязанность лиц, вступающих в брак, в процессе подачи заявления для регистрации брака устно или в письменном виде поставить в известность друг друга о состоянии своего здоровья, о наличии либо отсутствии психических или наследственных заболеваний, что в полной мере будет способствовать реализации права на информацию, а также защите прав и законных интересов лица.

Страницы: 1 2 3 4 5 6