Правовое регулирование реализации права граждан на информацию в Республике Беларусь
Материалы / Правовое регулирование реализации права граждан на информацию в Республике Беларусь
Страница 5

Необходимо отметить, что и у права на информацию, и у свободы массовой информации общим является предмет правового регулирования – информация, с тем лишь различием, что право на информацию означает право каждого свободно искать, получать, использовать, распространять информацию любым законным способом, а свобода массовой информации – лишь свободное распространение информации (кроме информации, распространение которой ограничено законом) через средства массовой информации.

Много общих черт у права на информацию и с правом на неприкосновенность личной жизни. Статья 28 Конституции Республики Беларусь гарантирует каждому «право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». Из данной статьи следует, что неприкосновенность в правовом смысле включает защиту, невмешательство и отсутствие контроля данной сферы со стороны государства, общественных организаций, других граждан. Право на информацию и право на неприкосновенность личной жизни присущи каждому лицу, находящемуся на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства. В этом основное отличие данных прав от большинства иных, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, принадлежащих только гражданам республики. Оба права возникают с момента рождения и не могут быть отчуждены, переданы другому лицу.

Право на информацию имеет определенную связь и с правом личности, гарантированным Конституцией Республики Беларусь, «сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности». Оба права действуют непосредственно и постоянно.

Очень близко по своему значению право на информацию и к праву на «получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации … о состоянии окружающей среды». Конституцией Республики Беларусь закреплены три тесно взаимосвязанные между собой экологические права: 1) на благоприятную окружающую среду (ст. 46); 2) на возмещение вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду (ст. 46); 3) на достоверную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 34). Оба права присущи каждому лицу, находящемуся на территории Республики Беларусь, их реализация осуществляется непрерывно. Данные права имеют единый предмет правового регулирования – информацию. Право на благоприятную окружающую среду и своевременную, достоверную информацию о ее состоянии можно рассматривать как элемент права на информацию.

Тесная связь права на информацию прослеживается с правом избирать и быть избранным, т.е. избирательным правом, реализация которого невозможна без реализации права на информацию. Согласно Избирательному кодексу Республики Беларусь одним из основных, основополагающих принципов деятельности избирательных комиссий является гласность. Согласно статье 13 Избирательного кодекса Республики Беларусь «подготовка и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, референдума, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета депутатов осуществляются открыто и гласно». При этом на соответствующие комиссии, местные представительные, исполнительные и распорядительные органы возлагается обязанность информирования граждан о своей деятельности по подготовке и проведению выборов, референдума, об образовании избирательных округов, отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики и др.

Таким образом, резюмируя, отметим следующее. Под субъективным правом на информацию понимается право на получение, распространение, хранение, передачу, доступ к информации, а также иные субъективные права, направленные на информацию или действия с ней.

Право на информацию имеет двойственный характер, относится к основным и естественным неотчуждаемым правам. Наиболее тесная связь права гражданина на информацию прослеживается с группой политических и группой личных прав, которая объясняется тем, что информация может носить различный характер (может быть общественной и личной), в связи с чем отнесение данного права к определенной группе является нецелесообразным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6