Система правового регулирования безопасности дорожного движения: нормативно-правовые и организационно-правовые аспекты
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Система правового регулирования безопасности дорожного движения: нормативно-правовые и организационно-правовые аспекты
Страница 2

В юридической литературе существует несколько точек зрения по поводу сущности понятия дорожного движения. Так, некоторые специалисты в области дорожного движения понимают и рассматривают его как сложную динамическую систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: человек, транспортное средство, дорога [38, c.

20]. Иной точке зрения придерживаются ученые, которые под термином «дорожное движение» рассматривают процесс пространственного перемещения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников регулируются специальными нормами [34, c. 7]. Полагаем, что наиболее полно сущность дорожного движения отражает точка зрения, определяющая дорожное движение в качестве совокупности общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов по дорогам с помощью транспортных средств, а также в процессе управления условиями этого перемещения [43, c. 21]. Однако при этом необходимо учитывать, что общественные отношения в области дорожного движения урегулированы специальными правовыми нормами, образующими систему правового регулирования, обеспечивающую безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения определена как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [40, c. 34]. Другими словами под безопасностью в сфере дорожного движения как элемент общественной безопасности понимается специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, степень и качество их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий при осуществлении общественно необходимого перемещения людей, предметов их труда [49, c. 86]. Данный подход к определению безопасности дорожного движения используется в Правилах дорожного движения, где безопасность дорожного движения является основной категорией, определяющей сущность правопорядка и общественной безопасности в области безопасности дорожного движения является безопасность дорожного движения, под которой понимается состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия (п. 2.4 Правил дорожного движения). Таким образом, безопасность дорожного движения является важнейшим элементом общественной безопасности и правопорядка, выступая объектом правового регулирования в области данных правоотношений.

Порядок правового регулирования в области безопасности дорожного движения базируется на функциях соответствующих органов государственной власти и их административно-юрисдикционной деятельности. В соответствии с нормами Главы 2 Закона «О дорожном движении» определены основные направления государственного регулирования и контроля в области безопасности дорожного движения. При этом, государственный контроль представляет собой сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственное принятие мер по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан [74, c. 30]. Кроме этого, нормы Закона «О дорожном движении» определяют перечень государственных органов и лиц, осуществляющих госрегулирование и управление в области дорожного движения. Кроме Президента и правительства, к ним отнесены министерства внутренних дел, сельского хозяйства и продовольствия, по чрезвычайным ситуациям, образования, иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции, а также Государственная автомобильная инспекция МВД Республики Беларусь (ГАИ).

Содержание деятельности данных органов государственной власти в области безопасности дорожного движения определены Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757 [8] (далее Концепция). Концепцией определяются основные направления повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, меры по сокращению уровня аварийности на дорогах, снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением. Основными направлениями повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь являются: достижение наиболее полного соответствия транспортных средств, дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения потребностям общества; повышение эффективности управления и государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности; построение государственной идеологии управления дорожным движением, основанной на повышении безопасности дорожного движения и соблюдении прав и свобод граждан в этой сфере; наличие широкой общественной поддержки при проведении государственной политики в области дорожного движения и обеспечения его безопасности. Таким образом, в концепции делается акцент на стимулирование правомерного поведения на основе, прежде всего, воспитательных, организационных и технических средств.

Страницы: 1 2 3 4 5