Система правового регулирования безопасности дорожного движения: нормативно-правовые и организационно-правовые аспекты
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Система правового регулирования безопасности дорожного движения: нормативно-правовые и организационно-правовые аспекты
Страница 3

Основные функции по обеспечению безопасности дорожного движения принадлежат органам внутренних дел. В соответствии с нормами ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 г.

№ 263-З (принят Палатой представителей 27 июня 2007 г., одобрен Советом Республики 29 июня 2007 г.) [6] (далее Закон «Об органах внутренних дел Республики Беларусь») органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность. В структуре органов внутренних дел выделяются специализированные органы, обеспечивающие безопасность в области дорожного движения как важнейщей составляющей общественной безопасности и порядка. В соответствии со ст. 16 Закона «Об органах внутре6нних дел Республики Беларусь» Государственная автомобильная инспекция в области дорожного движения (ГАИ) входит в состав милиции общественной безопасности и является специализированным органом, осуществляющим обеспечение безопасности дорожного движения и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения и иных актов законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения, а также выполняет иные контрольные (надзорные) функции, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь, то есть осуществляет правоприменительные функции в области безопасности дорожного движения.

В соответствии с нормами ст. 11 Закона «О дорожном движении», органы внутренних дел: определяют формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения; контролирует соблюдение законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения; устанавливает порядок учета дорожно-транспортных происшествий; выявляет причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принимает своевременные меры по координации действий государственных органов и иных организаций по устранению таких причин и условий; устанавливает порядок приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством, выполняют другие функции, установленные законодательством Республики Беларусь. Эти функции осуществляются в рамках административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел - это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений регулятивная, правоприменительная, правоохранительная деятельность органов внутренних дел и их должностных лиц, наделенных правом реализации различных видов административных производств позитивного и принудительного характера и принятия по ним решений в установленных законом форме и порядке [12, c. 234]. Реализация этой деятельности невозможна без должной правовой основы, механизма правового регулирования, т. е. системы правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества. Присутствие правовой основы реализации этих полномочий, возможность регулирования общественных отношений в определенной сфере являются основными признаками юрисдикционной деятельности. Таким образом, система правового регулирования безопасности дорожного движения наряду с собственно нормами о безопасности дорожного движения, имеет и правовые нормы, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность органов внутренних дел.

Административно-юрисдикционная деятельность ГАИ, представляя собой вид правоохранительной деятельности органов государственного управления, является элементом более широкого понятия - правоприменительной деятельности органов. В науке административного права сформировалась теоретическая концепция этой деятельности, основные положения которой заключаются в следующем. В деятельности правоохранительных органов можно одновременно обнаружить и соблюдение, и исполнение, и применение права. Соблюдение, исполнение (использование) права заключается в том, что определенный субъект (орган государства, отдельный гражданин) сообразует собственные действия и поступки с нормами права [37, c. 5]. Характер действий, составляющих применение права, иной. Здесь подразумевается не только соответствие своих действий требованиям правовых норм, но и применение определенной нормы не к собственным поступкам, а к действиям иных лиц. Таким образом, применение норм права есть акт, который порождает права и обязанности субъектов, является средством организации реализации права со стороны органов (должностных лиц), чьи предписания имеют властный, обязательный характер [77, c.85]. Реализация административно-принудительных мер в форме их применения возможна при наличии факта нарушения Правил дорожного движения. В обеспечении безопасности дорожного движения используется весь арсенал средств административного принуждения. Административно-предупредительные меры, хоть и не связаны непосредственно с нарушением Правил дорожного движения, а направлены на его предупреждение, могут быть предметом анализа правоприменительной деятельности в широком аспекте [37, c. 7]. Можно согласиться с мнением некоторых авторов, полагающих, что использование мер административного предупреждения, в сущности, есть акт применения права на основе действующих норм. Например, прекращая движение транспортного средства на отдельном участке дороги, должностное лицо реализует властное веление нормативных правовых актов (т. е. применяет право), хотя его действия не зависят от нарушения норм или установленных правил, действующих в области дорожного движения. Следовательно, использование мер административного предупреждения - элемент правоприменительной деятельности ГАИ. Другие группы мер административного принуждения - административного пресечения, или административного наказания, - связаны с совершением административных правонарушений, нарушением иных норм и стандартов, действующих в дорожном движении.

Страницы: 1 2 3 4 5