Виды социально-партнерских актовМатериалы / Отношения социального партнерства / Виды социально-партнерских актовСтраница 19
Трудовой кодекс РФ впервые содержит раздел «Социальное партнерство в сфере труда», где определено понятие социального партнерства, его уровни, формы, права и обязанности представителей работников и работодателей в связи с проведением коллективных переговоров и заключением коллективно – договорных актов.
Формой реализации права на социально – партнерское регулирование является социально-партнерский акт.
Социально-партнерские акты разрабатываются и принимаются представителями сторон трудовых отношений. В этом их отличие от государственных нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений и т.п.), принимаемые соответствующими государственными органами. Органы государственной власти могут участвовать в принятии соглашения любого уровня, однако это не меняет его юридической природы.
Существует два вида социально-партнерских актов: коллективный договор и соглашение.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Его заключение – право социальных партнеров. В каждой организации вопрос о принятии коллективного договора решается самостоятельно, иными словами, стороны не обязаны заключать коллективный договор, если ни одна из них не проявила инициативы по вступлению в коллективные переговоры.
Коллективный договор – это социально-правовой акт, заключаемый на уровне организации на двухсторонней основе, между работниками и работодателями в лице своих представителей.
В отличие от коллективного договора при заключении соглашения участвует третья сторона, заинтересованная в социальном партнерстве- органы государственной власти и (или) местного самоуправления.
Статьей 18 ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» определены пять основных видов соглашений: генеральное соглашение; региональное соглашение; отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение; профессиональное тарифное соглашение; территориальное соглашение. Сегодня для всех субъектов социального партнерства должна стоять задача реального повышения уровня жизни населения на фоне роста эффективности экономики, личного вклада каждого работника в экономический потенциал предприятия.
Производительный труд, в свою очередь, может быть лишь там, где созданы соответствующие условия надлежащей организации процесса труда, должной слаженности и дисциплинированности работников.
В существующих экономических условиях и рамках социального партнерства работодателям весьма важно уйти от узкособственнических целей и задач, определить и изучить интересы коллективов и отдельных работников, создавая условия эффективной работы.
Работодатель не должен сегодня поддаваться чувству «властелина» и видеть своих подчиненных только в качестве исполнителей.
Трудно будет добиться поставленных целей в социальном партнерстве, если не будет обеспечено уважение и учет обоюдных интересов сторон.
Важным принципом социального партнерства является обеспечение заинтересованности участия сторон в договорных отношениях.
Что касается Республики Хакасия, то с 1992 года ведется практика заключения Соглашения о социальном партнерстве между Правительством РХ, Федерацией профсоюзов и объединением работодателей.