Социально-экономическое обеспечение военнослужащих иностранных армий
Материалы / Социально-экономическое обеспечение военнослужащих иностранных армий

Повышение социального статуса военнослужащих, обеспечение их социальной защиты являются предметом особого внимания как военно-политического руководства страны, так и практически всех институтов гражданского общества.

Предыдущий Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 26 апреля 2007 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации определил: "Важнейший показатель, характеризующий состояние Вооруженных Сил, - это состояние системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей".

К данной теме вернулся и нынешний Президент Российской Федерации Медведев Д. А. на недавнем совещании с главами всех силовых структур нашей страны, а также с представителями Министерства Финансов Российской Федерации. Медведев объявил, что с 1 января 2012 года значительно возрастёт денежное довольствие российских военнослужащих. Минимальное довольствие лейтенанта — командира взвода должно составить 50 тыс. рублей, а полковника – командира бригады – более 93,8 тыс. рублей.

Министр обороны Российской Федерации Анатолий Эдуардович Сердюков среди основных направлений развития Вооруженных Сил также отметил социальную сферу.

Внимание к этой сфере обусловлено объективными причинами.

В общественном сознании россиян преобладает мнение, о бедственном положении семей военнослужащих, которое полностью подтверждается результатами опросов как ведомственной, так и независимых российских социологических организаций. Кроме того, я бы хотел отметить некоторые особенности социально-экономического обеспечения военнослужащих.

Во-первых, установленные законодательством социальные гарантии и компенсации не являются исключительным правом военнослужащих, а предоставляются сегодня значительной части населения России.

Это члены их семей, граждане, уволенные с военной службы, ветераны войны и боевых действий, инвалиды военной травмы, члены семей погибших военнослужащих и, не в последнюю очередь, гражданский персонал Вооруженных Сил. Всего по данным статистики это более 10 млн. граждан.

Во-вторых, социальный популизм. То есть, попытки некоторых представителей законодательной власти, общественных организаций предложить заведомо нереальный путь решения той или иной проблемы, а затем обвинить Правительство в неисполнительности. По сути, это спекуляция на наиболее острых социальных проблемах армии, за которой, как правило, стоят личные или корпоративные интересы. Социальные последствия подобных действий - труднопредсказуемы.

В-третьих, в законотворческой деятельности сегодня сложилась практика, согласно которой на каждый законопроект требуется получить согласие Минфина России. Как правило, мнения "финансистов" и "военных" - полярны. В результате согласованный вариант сильно отличается от первоначального замысла.

В-четвертых, социальные гарантии ориентированы на определенные категории граждан, но сами категории – неоднородны, в том числе по уровню доходов. А природа большинства социальных гарантий – поддержка действительно нуждающихся. Необходима адресность, а это довольно деликатная сфера – определение критериев помощи.

Актуальность дальнейшей разработки содержания и механизмов правовых основ и регулирования социально-экономического обеспечения военнослужащих трудно переоценить, и как мы видим в свете последних заявлений политического руководства нашей страны, чиновники и Президент полностью солидарны с этим мнением.

На деле обеспечить ответственность государства перед личностью военнослужащего так и не удалось. Юридическая практика изобилует примерами недостаточной эффективности законодательства по вопросам социально-экономического обеспечения военнослужащих. Принятые ранее нормативные акты не стали надежным инструментом регулирования их правового и социально-экономического положения. Жизнь требует осмысления "узких мест" отечественной системы социально-экономического обеспечения военнослужащих и выработки перспективного концептуального взгляда на его развитие.

В решении этих проблем определенную помощь может дать изучение опыта правового регулирования социально-экономического обеспечения военнослужащих в иностранных государствах. Этот опыт особенно важен для России в нынешних условиях, когда ее Вооруженные Силы находятся на этапе коренного реформирования. Как известно, в ходе грядущей военной реформы сильное звучание приобрели социальные вопросы. Именно поэтому в системе правового регулирования военной службы относительно самостоятельное место занимают законы, регулирующие вопросы социально-экономического обеспечения военнослужащих.

Целями данной дипломной работы являются:

Рассмотрение правовых основ и регулирования социально-экономического обеспечения военнослужащих иностранных армий;

Сравнительный анализ действующей системы социально-экономического обеспечения военнослужащих армий иностранных государств и Вооруженных сил Российской Федерации;

Рассмотрение основных направлений совершенствования системы социально-экономического обеспечения военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. Выработка предложений по совершенствованию социально-экономического обеспечения военнослужащих.

Изучение иностранного опыта социально-экономического обеспечения военнослужащих позволяет решить следующие задачи:

применение его с учетом российских условий;

сопоставить содержание систем и механизмов социально-экономического обеспечения военнослужащих различных стран, сравнить с ними аналогичные системы и механизмы, действующие в России;

получить актуальную и всестороннюю информацию по этой проблеме, создать необходимую базу для ее последующего анализа;

выработать концептуальные подходы к проблеме социально-экономического обеспечения военнослужащих;

создать оптимальную модель социально-экономического обеспечения военнослужащих, ветеранов и членов их семей.

Иными словами, разработка проблем правового регулирования социально-экономического обеспечения военнослужащих иностранных государств представляется актуальной в теоретическом, идеологическом и практико-прикладном отношениях. С теоретической стороны она способствует более полному осмыслению новых явлений и тенденций в развитии военного права и права человека на социальное обеспечение, дает возможность в научных целях оперировать новейшим зарубежным правовым материалом. В идеологическом смысле она позволяет уяснить ценностные детерминанты, которые заложены в основу преобразований, осуществляемых в армиях ряда государств. Наконец, в практико-прикладном отношении изучение опыта зарубежных армий позволяет выработать рекомендации, которые могут быть учтены отечественными органами законодательной и исполнительной власти, военными государственными органами в их практической деятельности.

В качестве объекта исследования выступает финансово-экономический механизм социального обеспечения военнослужащих иностранных армий и Вооруженных сил Российской Федерации.

Предметом исследования является процесс социально-экономического обеспечения военнослужащих иностранных армий и Вооруженных сил Российской Федерации.

Материал, представленный в дипломной работе, основан, прежде всего, на анализе конкретных нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы социально-экономического обеспечения военнослужащих в различных странах. Обобщенные данные по вопросам социального обеспечения военнослужащих и членов их семей взяты из обзорно-аналитических работ, опубликованных в отечественной и зарубежной печати.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В исследовании представлены 5 таблиц, основной текст изложен на – 99 страницах компьютерного текста. Список литературы включает в себя 31 наименование.

Конечно же, данная дипломная работа была бы просто "пустой" без упоминания в ней последней информации о повышении (значительном!) денежного довольствия военнослужащим, и созданием в связи с этим проекта нового Федерального закона Российской Федерации "О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации" в 2010 году. В СМИ сразу же начались комментарии и анализ этого законопроекта (яркий пример статья с названием "Денежное недовольствие, офицерам предложат достойную зарплату впервые за 300 лет".) Похоже, что государство решило наконец отказаться от модели, заложенной ещё при создании русской регулярной армии Петром I, когда служба в армии считалась прежде всего делом чести и престижа, а материальное вознаграждение оставалось на втором плане. Но обо всем по порядку.