Основные направления совершенствования социально-экономического обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Материалы / Социально-экономическое обеспечение военнослужащих иностранных армий / Основные направления совершенствования социально-экономического обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Страница 1

Сегодня в России выдвигается немало предложений, касающихся создания системы и механизма социально-экономического обеспечения военнослужащих и управления ими. При всей привлекательности большинство из них имеет одну отличительную черту: берется только какая-то одна сторона явления, вне общей концепции развития системы социально-экономического обеспечения и связанной с ней системы построения органов управления, а нередко просто по аналогии – "как у них".

Но как соотносится предлагаемый вариант с правовым государством, есть ли правовая основа для такого решения, имеются ли соответствующие экономические и социальные условия – это, к сожалению, не обсуждается. Порой же преобладают конъюнктурные, чисто политические интересы. Идти дальше можно только через продуманные и профессионально обоснованные решения, отбросив ненужное экспериментирование, которое слишком дорого обходится обществу.

Ввиду создавшейся тенденции по совершенствованию денежного довольствия военнослужащих, повышения их материального уровня, в данной главе мы бы хотели остановиться на одном из важнейших элементов обеспечения "людей в погонах" - это предоставление им жилья.

О вступившем с 1 января 2005 г. в силу Федеральном законе "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ (далее — Закон) говорится в последнее время достаточно много. При этом весьма часто можно встретить восторженные отклики: наконец-то жилищные проблемы военнослужащих будут решены. В то же время появляются и более осторожные оценки его содержания со стороны военных ученых и специалистов-практиков. Так, например, З.Х. Акчурин подчеркивает, что в том виде, в каком она представлена в настоящее время накопительно-ипотечная система вызывает ряд вопросов. Следует учитывать и то, что создание подобного механизма требует повышенного контроля, в противном случае новая система может вызвать ряд злоупотреблений со стороны органов управления и их должностных лиц.

Действительно, уже сама формулировка ст. 1 Закона вызывает недоумение. Так, "предмет правового регулирования и цель настоящего Федерального закона" определены следующим образом: "Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, а также для иных целей в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом". Иными словами, семантический анализ данной статьи позволяет сделать вывод, что "цель настоящего Федерального закона" — вовсе не жилищное обеспечение военнослужащих, а формирование, инвестирование и использование средств, предназначенных для жилищного обеспечения. Кстати говоря, и само понятие "жилищное обеспечение военнослужащих" ни в Законе, ни в законодательстве вообще легально не определено. Может быть, разработчики законопроекта просто не совсем удачно выразили свое желание обеспечить военнослужащих жилыми помещениями путем использования накопительно-ипотечной системы? Так же, например, как не могли же разработчики Закона сознательно стремиться ограничить распространение его норм исключительно на военнослужащих, проходящих службу в так называемых органах военного управления? Попробуем разобраться в том, как же планируется организовать реализацию права на жилище участников НИС.

Законом предусмотрена обязанность государства для каждого военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, организовать накопление в течение всего периода его службы определенной суммы, которую этот военнослужащий затем может использовать на приобретение жилья в свою собственность. Для этих целей из федерального бюджета специальному уполномоченному федеральному органу должны ежеквартально перечисляться накопительные взносы (из расчета на каждого участника НИС), которые учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы. Далее этот орган передает указанные средства управляющим компаниям, которые он отбирает по конкурсу для управления этими средствами. Управляющие компании, получив эти средства, инвестируют их под контролем специализированного депозитария (также определяемого уполномоченным федеральным органом на конкурсной основе). Полученные от инвестирования доходы (за вычетом расходов управляющих компаний) вместе с накопительными взносами образуют накопления для жилищного обеспечения и учитываются на именных накопительных счетах участников НИС. Вот эти-то накопления для жилищного обеспечения и должен получить военнослужащий, отслужив положенный ему срок, в результате реализации данного Закона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6