Законодательство субъектов Российской Федерации в области религии
Материалы / Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в России / Законодательство субъектов Российской Федерации в области религии
Страница 3

Из продолжения преамбулы следует, что другие религии, также уважаются и признается их роль в становлении культуры республики.

По официальным данным на 1 января 2010 г. в Республике Татарстан по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ зарегистрировано 1440 религиозных организаций (1413 на 01.

01.2009 г.), в том числе: мусульманских - 1087; православных - 262; иудейских - 3; российская православная автономная церковь- 1; истинно-православных церквей - 4; старообрядческих - 2; римско-католических - 2; евангельских христиан - 29; евангельских христиан баптистов - 5; христиан веры евангельской - пятидесятники - 16; адвентистов седьмого дня - 11; лютеране - 5; новоапостольская церковь-1; свидетелей Иеговы - 5; церковь последнего завета (виссарионовцы) - 1; Сознание Кришны - 2; Веры Бахаи - 1; буддизм - 1; церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) - 1; ахмадийя – 1.

Продолжает преамбулу формулировка об опасности проявления религиозного экстремизма и политизации деятельности религиозных объединений. Для понимания значимости данного положения, необходимо обратиться к некоторым моментам истории.

В начале 90-х годов после развала Советского Союза резко обострилась общественно-политическая и экономическая обстановка на всем пространстве бывшего Советского Союза, в частности в самой России. Это породило нестабильность в политической системе и как следствие во всем обществе в целом. Постепенно начали нарастать сепаратистские настроения. Пример яркого проявления сепаратизма можно видеть на примере Северного Кавказа, а именно Республики Чечня. Впоследствии появились разные формы религиозного экстремизма. Ярким примером можно считать ваххабизм, как форму проявления религиозного экстремизма. В законодательстве, регулирующем сферу религии, республик Северного Кавказа особо отмечается недопустимость религиозного экстремизма, разжигания межнациональной розни и конфликтов на религиозной почве, так как для данного региона эти проблемы актуальны в большей степени.

В других субъектах Российской Федерации также имели место сепаратистские настроения, Республика Татарстан не является исключением.

Следует отметить п. 3 ст. 18 Конституции Республики Татарстан, согласно которому, религиозные организации вправе иметь вакуфное имущество. Данная формулировка является специфической чертой данного нормативного акта. Вакуфным имуществом, согласно сборнику разъяснений шариатских положений, является безвозмездная передача (пожертвование) какого-либо имущества в постоянное пользование определенной группы людей или всех людей .

В целом необходимо отметить, что преамбула является очень важным элементом в законе, как уже упоминалось ранее, она является "духом" закона, его направляющим вектором. Характерной чертой закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" является выделение особой роли ислама и православия в законе, что характеризует этноконфессиональные особенности Республики Татарстан.

В аналогичных законах других республик Российской Федерации, также отмечается роль титульных конфессий, прослеживаются особенности и характерные черты, присущие тому или иному региону. Такие особенности можно отметить в законах "О свободе совести и вероисповедания" Республик Башкортостан, Тыва, Адыгея.

Интересно отметить закон Республики Бурятия "О религиозной деятельности на территории республики Бурятия". В ст. 6 вводится понятие святого места. Святыми (священными) местами являются особо охраняемые территории местного значения места, объекты природного или искусственного происхождения, расположенные на соответствующих территориях, признаваемые той или иной конфессией объектами поклонения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8