Особенности правового статуса работников государственных корпораций или государственных компаний
Материалы / Сравнительный анализ правового статуса работника государственной компании и правового статуса государственного гражданского служащего / Особенности правового статуса работников государственных корпораций или государственных компаний
Страница 1

Анализ положений ст. 349.1 ТК РФ в части, касающейся ограничений правового статуса работников государственных корпораций, позволяет говорить о неоднозначности в их правоприменении. Так, в ней установлено, что работнику государственной корпорации или государственной компании в случаях, установленных Правительством РФ, запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха) (далее - вознаграждения).

Возможно двоякое понимание предметной сферы указанного запрета: запрет установлен на получение работником вознаграждения от третьих лиц при исполнении им трудовых обязанностей в государственной корпорации (государственной компании); запрет установлен на получение работником вознаграждения от третьих лиц при исполнении им трудовых обязанностей в иной, чем государственная корпорация, организации. Отсутствие в рассматриваемой норме указания на связанность трудовых отношений с определенным лицом (корпорация, компания, третье лицо) создает предпосылки для неоднозначного понимания предметной сферы действия запрета.

Вместе с тем, анализ ст. 349.1 ТК РФ и аналогичных норм, определяющих правовой статус государственных гражданских служащих, показывает, что законодатель имел в виду запрет на получение работником государственной корпорации вознаграждения от третьих лиц при исполнении им трудовых обязанностей в рамках его трудовых отношений с государственной корпорацией (если подразумевать отношения работника с третьим, возникающей при работе по совместительству). Речь в данном случае идет о вознаграждении, получение которого обусловлено исполнением работником корпорации трудовых обязанностей, возложенных на него в рамках занимаемой должности в государственной корпорации. Отсутствие такой обусловленности и, соответственно, связи между указанным вознаграждением и исполнением трудовых обязанностей исключает распространение указанного запрета на отношения, возникающие между работником корпорации и третьим лицом.

Почему из значительного числа некоммерческих организаций государство выделило именно государственные корпорации и государственные компании: в целях ограничения правового статуса работающих в них работников? Этому есть объективные предпосылки, связанные в своей основе с сущностью государственных корпораций. Так, имеются определенные сферы социальной действительности, в которых требуется реализация государственно-управленческих функций в сочетании с осуществлением проблемы хозяйственной деятельности. Данные сферы имеют особенно важное значение для обеспечения безопасности государства либо для реализации государством социальных проектов в интересах всего общества. Эти сферы, во-первых, строго локализованы (например, сфера атомного энергетического комплекса страны) и, во-вторых, могут находиться в состоянии, при котором требуется активное воздействие со стороны государства, включая проведение хозяйственных мероприятий, отвечающих объективным потребностям общества и государства, например сфера жилищно-коммунального хозяйства страны, нуждающаяся в существенной перестройке, сфера экономики страны, требующая модернизации и технологического развития. Сущность, содержание и состояние отношений, особо значимых для государства и общества, обусловливают объективную необходимость непосредственного воздействия на такую сферу субъекта права, наделенного полномочиями по реализации государственной политики, осуществлению отдельных государственно-управленческих функций.

Одновременно этот субъект права имеет сущность хозяйствующего субъекта (отнюдь не субъекта предпринимательского права), неотделимую от государственной и социальной сущности такого субъекта. Конкретным проявлением подобной неотделимости является закрепленный во всех законах о создании государственных корпораций принцип, согласно которому корпорации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в той мере, в какой это служит достижению цели, ради которой они созданы. И хотя цель у каждой корпорации своя, вместе с тем она едина с целями других государственных корпораций, поскольку направлена на реализацию интересов государства и общества в целом. Такой субъект призван реализовывать глобальные, наиболее значимые потребности государства и общества, которые в последующем должны трансформироваться в удовлетворение потребностей каждого гражданина. Без удовлетворения глобальных потребностей не могут быть реализованы конкретные потребности личности, и наоборот. Диалектическая связанность и взаимозависимость удовлетворения потребностей общества, государства и конкретного индивида наиболее характерно проявляется в сферах социальных отношений, требующих активного формирования и воздействия специфичного субъекта права, объективно совмещающего в себе две неразрывные сущности - государственную и хозяйственную. Только одновременная реализация обеих сущностей может дать положительный результат - приведение соответствующей сферы социальных отношений в должное состояние.

Страницы: 1 2 3 4 5