Особенности правового статуса работников государственных корпораций или государственных компаний
Материалы / Сравнительный анализ правового статуса работника государственной компании и правового статуса государственного гражданского служащего / Особенности правового статуса работников государственных корпораций или государственных компаний
Страница 3

Учитывая подход законодателя к ограничению правового статуса гражданского служащего, а также целевой вектор в отношении статуса работника государственной корпорации - распространение на работников корпораций отдельных ограничений, установленных для государственных служащих, а не возложение на них более жестких ограничений и запретов, - нет оснований полагать, что действующая в отношении работников государственных корпораций норма ТК РФ запрещает им получать вознаграждение за исполнение трудовых обязанностей в ином, чем государственная корпорация, юридическом лице.

Ограничение в данном случае заключается в обязывании работника государственной корпорации сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении им трудовых обязанностей в корпорации, поскольку получение такого вознаграждения вне рамок корпорации может привести к конфликту интересов.

Рассмотрим теперь содержание ст. 349.1 ТК РФ в целях выявления обусловленности запретов, установленных ее ч. 4, нормами других частей данной статьи. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: может ли получение работником государственной корпорации вознаграждения за труд в ином юридическом лице само по себе, без личной заинтересованности работника и в отсутствие конфликта интересов между работником и государственной корпорацией, содержать коррупционные составляющие, влияющие на надлежащее выполнение им своих трудовых обязанностей в корпорации?

Формальным подтверждением отсутствия такой обусловленности следует считать отсутствие запрета (за некоторым исключением) на установление трудовых отношений работником корпорации с иными юридическими лицами. Степень личной заинтересованности работника государственной корпорации в рамках его трудовых отношений с ней не зависит от выполнения работником трудовых обязанностей в иной компании и получения за такой труд денежного вознаграждения. Иными словами, интересы работника в рамках его трудовых отношений в различных организациях не связаны друг с другом. Одним из значимых интересов работника государственной корпорации является получение вознаграждения за труд. Однако удовлетворение этого интереса не обусловлено исполнением им трудовых обязанностей в ином юридическом лице. То, насколько он качественно выполнил обязанности в государственной корпорации, не зависит от исполнения им трудовых обязанностей в иной организации и не влияет на их оценку.

Несвязанность и отсутствие обусловленности надлежащего исполнения трудовых обязанностей в государственной корпорации вызваны формальной независимостью иной организации от корпорации. Безусловно, зависимость между ними может быть, например, через преобладающее участие в хозяйственном обществе, но эта зависимость юридическая в рамках осуществления прав корпорации как акционера. В отличие от акционерных, трудовые отношения локализованы рамками отношений субъекта права (работника) с каждым работодателем в отдельности, поэтому пересечения интересов не возникает. Трудовые отношения, в которые вступает работник государственной корпорации в иных организациях, объективно не содержат в себе противоречия, порождающего конфликт интересов работника и государственной корпорации, а значит, в таких отношениях отсутствуют коррупционные составляющие. Вместе с тем их предотвращение и является целью введения ограничений правового статуса работников государственной корпорации.

Отсутствие объективной связанности, влияния и обусловленности надлежащего исполнения работником трудовых обязанностей в корпорации от исполнения трудовых обязанностей в ином юридическом лице не содержит объективных предпосылок для установления в качестве общего запрета работнику корпорации вступать в трудовые отношения вне рамок корпорации. Локальный запрет установлен для занятия должностей исполнительных органов в коммерческих организациях (единоличных и коллегиальных). При этом допускается исключение: разрешение на такое совместительство дается высшим органом управления государственной корпорации, который, по всей видимости, должен оценить риски, порождаемые таким совместительством работы в корпорации и в органе управления иного лица.

Соответственно, установленный в п. 4 ч. 4 ст. 349.1 ТК РФ запрет касается получения работником государственной корпорации вознаграждения в рамках не трудовых, а иных отношений с третьими лицами. Именно в таких (иных) отношениях содержатся объективные предпосылки для удовлетворения интересов иных лиц через деятельность государственной корпорации и за счет нанесения ущерба ее интересам. Важно подчеркнуть, что в ст. 349.1 ТК РФ запрет установлен не на любую личную заинтересованность работника корпорации, а на такую заинтересованность, которая приводит к противоречию с интересами государственной корпорации, соответственно, порождает конфликт между интересами корпорации и работника и, как следствие, способна привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации корпорации.

Страницы: 1 2 3 4 5