Особенности правового статуса работников государственных корпораций или государственных компаний
Материалы / Сравнительный анализ правового статуса работника государственной компании и правового статуса государственного гражданского служащего / Особенности правового статуса работников государственных корпораций или государственных компаний
Страница 2

Публичная сущность государственной корпорации, заключающаяся в реализации государственных и общественно значимых интересов, предопределяет особенности правового положения самой государственной корпорации, а также правового статуса ее работников.

Возлагая на государственные корпорации отдельные публичные функции, государство должно регулировать и правовой статус работников корпораций, так как именно от их деятельности зависит то, насколько будут достигнуты цели корпораций и решены возлагаемые на них задачи. При этом следует не просто копировать ограничения и запреты, вводимые в отношении статуса государственных гражданских служащих, а осуществлять адекватное потребностям государства правовое регулирование статуса работника государственной корпорации, принимая во внимание специфику ее деятельности. Следует также учитывать, что государственная корпорация - это не государственный орган, а организация, совмещающая в себе публичную и хозяйственную сущности. Поэтому на работников корпораций распространяются не все ограничения и запреты, действующие в отношении государственных служащих. Необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, государству должны быть подконтрольны отдельные аспекты деятельности работников государственных корпораций (прежде всего те, которые направлены на исключение коррупционных составляющих при осуществлении трудовых обязанностей), а с другой - установленные ограничения и запреты не должны быть несоразмерными и излишними, приводящими к утрате работником корпорации интереса к получению результата от своей работы. Таким образом, одной из целей выделение в отдельную статью Трудового кодекса урегулирование вопросов статуса работника государственной корпорации в состояние, соответствующее в целом (концептуально) статусу государственного гражданского служащего, а не установление в отношении работника государственной корпорации более жестких ограничений и запретов. Основное значение данного вывода обусловлено прежде всего неоднозначностью вышеуказанной формулировки п. 4 ч. 4 ст. 349.1 ТК РФ и, как следствие, методологической необходимостью обращения к аналогичным нормам Закона о госслужбе.

Сопоставим нормы двух законов, определяющих запреты, возлагаемые на работника государственной корпорации и государственного гражданского служащего В подпункте 6 п. 1 ст. 17 Закона о госслужбе определено, что государственному гражданскому служащему запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Причем, если в п. 4 ч. 4 ст. 349.1 ТК РФ вторая сторона трудовых отношений (государственная корпорация или иное лицо) прямо не указана, то в Законе о госслужбе, такой неопределенности нет. Исходя из смысла п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона о госслужбе, гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается получать при исполнении должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. То есть прямой запрет распространяется на получение не любого вознаграждения от иных лиц, а только на получение вознаграждения, во-первых, в связи с исполнением должностных обязанностей в конкретном государственном органе, а во-вторых, при прохождении гражданской службы именно в этом государственном органе. Иными словами, исполнение должностных обязанностей в этом государственном органе не должно быть обусловлено получением вознаграждения от юридических и физических лиц, так как в этом случае интересы государственного служащего будут превалировать над интересами государственного органа. Безусловно, возможно и совпадение этих интересов. Однако представляется, что при несовпадении личных интересов и интересов государственного органа в отсутствие установленного запрета гражданский служащий, возможно, поставил бы личные интересы выше государственных.

В то же время интересы гражданского служащего не ограничиваются только рамками государственной службы; он вправе вступать в иные отношения, включая и трудовые, с иными, чем государственный орган, субъектами права и в рамках этих отношений получать вознаграждение. Данный тезис подтверждает ч. 2 ст. 14 Закона о госслужбе, в соответствии с которой гражданский служащий вправе при условии предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов. В ст. 349.1 ТК РФ аналогичной нормы об определении статуса работника государственной корпорации нет, что можно отнести к его недостаткам, поскольку отсутствие четко определенных, гарантированных законом прав работника корпорации создает условия для неоднозначного определения отдельных элементов его правового статуса.

Страницы: 1 2 3 4 5