Проблемы организации размещения государственных заказов и пути их решения
Материалы / Особенности государственных закупок продовольственных товаров для нужд подразделений и частей МЧС России / Проблемы организации размещения государственных заказов и пути их решения
Страница 1

Однако, благие намерения, которые преследовал Закон в реальности столкнулись с целым рядом трудностей, которые негативно влияют на эффективность действия механизмов государственных закупок.

В настоящее время Российской Федерации существует два способа размещения заказов:

- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (конкурентный способ);

- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах) (неконкурентный способ).

Оба способа имеют несколько форм реализации, каждая из которых обладает рядом недостатков. Это обусловлено не только несовершенством законодательства, но и проблемами, возникшими при становлении новой системы закупок Российской Федерации, которых требуют не только огромных финансовых вложений в развитие материально базы, необходимой для функционирования системы государственных закупок в целом, но квалификационных трудовых ресурсов. Как можно оценить эффективность проведения процедур размещения заказов, если по сей день не введены нормы, регулирующие обучение государственных служащих процедурам формирования и размещении заказов? Лозунг «Кадры решают все!» для организации закупочной деятельности актуален сегодня как никогда ранее. Справедливости ради стоит отметить, что первый шаг в этом направлении сделан - установлена серьезная административная ответственность за нарушение законодательства, которая, несомненно, стимулирует его исполнение. Однако обратный порядок (сначала наказываем, а только потом думаем о том, как научить) наводит на грустные размышления. Ведь даже в русских народных сказках полагается сначала накормить – напоить, а только потом сажать в печь. Помимо «кадрового голода» существует целый ряд проблем в организации закупочной деятельности, связанных с применением Закона о размещении заказов. Их констатации посвящена масса публикаций, но простое перечисление проблем дает в случае ответ на вопрос: «Кто виноват?», хотя тем, кто работает в этой области, очень хочется услышать ответить на вопрос: «Что делать?». Противоречивость норм российского законодательства позволяет агентам экономических отношений «творчески» толковать отдельные положения законов, пытаясь уйти из сферы их действия…

Основной проблемой является отсутствие требуемых законодательных актов. Так, все еще не утверждена номенклатура, в соответствии с которой товары (работы, услуги) будут определяться как одноименные. Задача по разработке и утверждению указанной номенклатура поставлена перед федеральным органом исполнительно власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов – Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ). До вступления в силу Федерального закона от 20.04.2007 г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ) нормативным документов, в котором давалось определение одноименности товаров (работ, услуг) было Положение о взаимодействии государственных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков при проведении совместных торгов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 г. № 631. В соответствии с данным Постановлением под одноименными товарами аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению. Со вступление в силу Федерального закона № 53-ФЗ это понятие несколько расширилось, но проблему не сняло. В части 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов дается следующее определение: «Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов». В связи с тем, что не утверждена вышеуказанная номенклатура, понимать термин «одноименные товары, работы, услуги» можно по-разному. Это позволяет существовать различным точкам зрения и, как следствие, дает возможность манипулировать различными наименованиями при определении предмета закупок и проводить большое количество закупок по договорам, избегая более прозрачных процедур размещения заказов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6