Проблемы организации размещения государственных заказов и пути их решения
Материалы / Особенности государственных закупок продовольственных товаров для нужд подразделений и частей МЧС России / Проблемы организации размещения государственных заказов и пути их решения
Страница 2

На сегодняшний день нет нормативного документа, регламентирующего порядок оценки заявок, представляемых на участие в конкурсе, хотя Минэкономразвития РФ разработало проект нормативного документа о порядке оценки заявок на участие в конкурсе еще в 2006 году.

Без нормативного установленного порядка оценки государственные заказчики в соответствии с правами, предоставленными им в переходных положениях Закона, вправе самостоятельно устанавливать в конкурсной документации порядок оценки по предусмотренным Законом критериям. Заказчики устанавливают порядок оценки в конкурсных документациях и используют различные методы выбора «лучших» условий исполнения контрактов. Такой подход позволяет неоднозначно трактовать новый механизм размещения заказов, описанный в Законе, и направленный на снижение коррупции, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности в сфере государственных закупок.

Кроме этого, зачастую сталкиваешься с несовершенством законодательных актов. Рассматривая конкретные процедуры размещения заказов, можно выделить ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться участникам закупочного процесса. Общей проблемой для всех процедур размещения заказов является составление требований к товарам, работам и услугам (составление технического задания) «под конкретного поставщика», путем формирования условий (сроки, график поставок, закупки единым лотом широкого ассортимента продукции и мн. др.), выполняемых только тем поставщиком, с которым хотел бы работать заказчик. Возможным выходом из этой ситуации может быть установление требований к функциональным, а не к техническим характеристикам (для товаров) и результатам (для работ, услуг).

Считается, что наибольшим экономическим эффектом обладает процедура открытого аукциона. В первую очередь за счет того, что именно в открытом конкурентном состязании претенденты стремятся к наилучшему удовлетворению требований заказчика, предлагая при этом свою продукцию по более низким, чем у других, ценам. Под аукционом, в целях Закона, на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. По мнению разработчиков поправок в законодательство, поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения аукционов позволит уменьшить проведение заказных закупок (под конкретного поставщика). Этого возможно добиться, основательно проработав законодательство относительно проведения процедуры аукциона и начинать нужно с конкретизации некоторых положений закона. Например, в Законе описан случай проведения аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования. На практике заказчик сталкивается с проблемой целесообразности проведения такой процедуры. Законом предусмотрено: «До заключения государственного контракта на техническое обслуживание и (или) на ремонт техники, оборудования победителем аукциона определяется цена каждой запасной части к технике, к оборудованию, предусмотренной в перечне запасных частей к технике, к оборудованию, содержащемся в документации об аукционе, при этом общая цена запасных частей к технике, к оборудованию не должна превышать общую цену запасных частей к технике, к оборудованию, предложенную победителем аукциона». Получается, что поставщик, имея представление о частоте сменяемости или выходе из строя запасных частей к технике или оборудованию, установит большую цену на запасные части, которые сменяются чаще, и получается, что те же запасные части можно было купить дешевле. А если бы заказчик имел возможность устанавливать единичные расценки, а победитель уменьшал их пропорционально разнице, определившейся между начальной ценой контракта и ценой, предложенной им, но не более цены по единичным расценкам, вот тогда бы мы имели экономический эффект.

Немаловажной на сегодняшний день является проблема сговора между поставщиками (исполнителями, подрядчиками), когда они до начала проведения процедуры аукциона договариваются о единой схеме участия в аукционе. Договариваются и о «распиле заказа», т.е. разделе участков ответственности между организациями. Получается нечто вроде субподряда, но об экономии средств здесь речи не идет, потому что договариваются на минимально допустимое снижение начальной цены контракта – 0,5%. Для борьбы такого рода сговора заказчики пока что могут сокращать время между процедурой допуска участников к торгам и самим аукционом. При этом, не перейдя ту грань, которая определена частью 1 статьи 37 Закона о размещении заказов, а именно «Заказчик, уполномоченный орган обязаны обеспечить участникам аукциона возможность принять непосредственное или через своих представителей участие в аукционе». При этом другая часть поставщиков впадает в другую крайность - начинает требовать «отступные», когда один из участников требует заплатить ему деньги, дабы он не участвовал в аукционе, а это уже криминал… и, как следствие – уголовная ответственность. В первую очередь такие ситуации присущи торгам на подрядные работы по капитальному ремонту и благоустройству территорий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7