Проблемы организации размещения государственных заказов и пути их решения
Материалы / Особенности государственных закупок продовольственных товаров для нужд подразделений и частей МЧС России / Проблемы организации размещения государственных заказов и пути их решения
Страница 3

И здесь несколько выходов и сложившейся ситуации: установление на законодательно уровне порядка определения начальной цены контракт и процедура проведения открытого аукциона в электронной форме, которая исключит «субъективный фактор» как между участниками, так и между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Однако пока эта процедура в полной мере своей эффективности, к сожалению, неосуществима.

Процедура проведения запроса котировок является самой коррумпированной из всех способов размещения заказов. Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. При этом заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, в случаях, если цена государственного контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Заказчик также не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала. Отсутствие утвержденной номенклатуры товаров (работ, услуг), по которой можно было бы определить их как одноименные, дает возможность проводить запросы котировок в большом количестве. Уменьшить количество проводимых таким способом процедур можно, разработав перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым размещение заказов на поставки товаров (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения запросов котировок, аналогичный, например, перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.

Для запроса котировок, когда единственным критерием оценки является цена и победителем признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении, зачастую характерна договоренность между заказчиком и поставщиком. Схема выглядит примерно таким образом: поставщику передают информацию о наименьшей цене, содержащейся в котировочных заявках и принимающих участие в процедуре запроса котировок. Поставщик «корректирует» свою цену на минимально допустимый уровень, необходимый для признания его победителем. Тем самым снижая эффективность процедуры размещения заказа для заказчика. Решением этой проблемы могут стать законодательно закрепленные условия подачи заявок в запечатанных конвертах, как, например, в порядке, предусмотренном для конкурсных процедур. А также, опираясь на опыт зарубежных стран, необходимо использовать в системе государственных закупок элементы этического кодекса – регламент поведения каждого сотрудника с целью предотвращения коррупции.

Еще одной важной проблемой для заказчика является порядок подписания государственного контракта. На сегодняшний день в соответствии с Законом о размещении заказов заказчик в течение трех рабочих дней (для торгов) и двух (для запросов котировок) со дня подписания итогового протокола, обязан передать победителю такой протокол и проект контракта. В соответствии со статьей 528 Гражданского кодекса РФ проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), а «сторона, получившая проект государственного контракта… подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне». Из этого следует, что подписываться должен проект контракта. Тогда какой нормативный документ регламентирует порядок не подписания стороной поставщика (исполнителя, подрядчика) государственного контракта ранее 10 дней (для торгов) и 7 дней (для запросов котировок)?!

Решить данную проблему можно, внеся изменения в Гражданский кодекс РФ и в Закон о размещении заказов, где буден определен порядок, в соответствии с которым поставщик (исполнитель, подрядчик) самостоятельно вносит изменения (в соответствии с предложением, поданным в заявке) в проект государственного контракта после того как на официальном сайте размещен итоговый протокол и в течение определенного времени передает заказчику уже подписанный контракт. При этом заказчик будет обязан в течение установленного срока направить поставщику (исполнителю, подрядчику) один экземпляр подписанного уже с двух сторон государственного контракта и оригинал итогового протокола.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8