Проблемы организации размещения государственных заказов и пути их решения
Материалы / Особенности государственных закупок продовольственных товаров для нужд подразделений и частей МЧС России / Проблемы организации размещения государственных заказов и пути их решения
Страница 6

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона заказчик (уполномоченный орган) обязан в письменной форме или форме электронного документа направить разъяснения положений конкурсной документации (документации об аукционе) в течение двух дней с момента получения запроса от участника размещения заказа.

Практика применения Закона свидетельствует о том, что двухдневный срок подготовки юридически обоснованных разъяснений для заказчика (уполномоченного органа) является недостаточным. Предлагается увеличить срок подготовки и направления соответствующих разъяснений.

Необходимо проработать вопрос об упрощении порядка подготовки к организации и проведению совместных торгов (в том числе, для главных распорядителей бюджетных средств, имеющих право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и иными получателями бюджетных средств).

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 2.10.2007 № 14902-АП/Д04 отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не является предметом регулирования Закона о размещении заказов, т.к. договор аренды не может быть отнесен к договору возмездного оказания услуг, а арендные отношения – к обязательствам, опосредующим возмездное оказание услуг. Однако в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р услуги, связанные с недвижимым имуществом, подлежат размещению в форме аукциона. В связи с тем, что договор аренду в соответствии с гражданским законодательством имеет ряд специфических признаков, в Законе необходимо предусмотреть особый порядок размещения заказа на право заключения договора аренды. Необходимо также предусмотреть возможность заключения у единственного исполнителя контрактов по аренде площадей (части помещений), на территории которых запланировано проведение выставок или иных мероприятий, в которых заказчик принимает участие.

Кроме того, в Законе не содержится четкого определения ряда терминов и понятий, что приводит к неоднозначности их толкования заказчиками (уполномоченными органами). В частности, «одноименные товары (работы, услуги)», «эквивалентность», «функционирующий рынок», «конкретная заявка заказчика», «аннулирование торгов».

Одновременно с Законом необходимо совершенствовать бюджетное законодательство (в частности, проработать вопрос о своевременном доведении трансфертов из федерального бюджета, позволяющих соблюдать требования указанного Закона в части сроков размещения заказов), а также гражданское, судебное законодательство, законодательство в области строительных норм и правил, саморегулируемых организаций.

В ходе решения поставленных в исследовании задач сделаны следующие выводы.

1. К настоящему времени в России в системе распределения государственных заказов отработаны процедуры подготовки и проведения всех этапов торгов. К ним следует отнести:

- объявление торгов, максимально доступное для всех потенциальных участников;

- определение требований к возможным участникам торгов;

- назначение органа, ответственного за проведение торгов (в случае распределения функций их может быть несколько);

- подготовка проекта контракта на выполнения государственного заказа, причем контракт должен содержать гарантии для государственного заказчика;

- гласное объявление условий проведения торгов, включая критерии, порядок оценки, по которым будет выявлен победитель при конкурсе, обеспечение участия в аукционе;

- выбор победителя торгов и открытое объявление победителя торгов.

При этом недопущение возможной коррупции или злоупотреблений при выборе поставщика продукции. Перечисленные процедуры хотя не в полной мере характеризуют конкурентное распределение заказов, однако отражают его существенные, определяющие признаки или особенности. Историческое развитие торгов в России рассматривается именно с позиций этих особенностей.

В разное время государство неодинаково расставляло акцент на соблюдении перечисленных признаков. Иногда лицам, представляющим интересы государства и претендентам на выполнение заказа предоставлялась относительно большая свобода действий. Однако в случае обнаружения каких-либо злоупотреблений они несли строгое наказание. В других случаях превалировал жесткий административный контроль за буквально всеми действиями заказчиков и претендентов. Третий, современный, подход основан на по возможности, полном исключении роли субъективных факторов в процессе выбора исполнителя государственного заказа, что достигается за счет детально прописанных процедур подготовки и проведения конкурса.

2. Мировое сообщество выработало систему мер противодействия этому явлению и по повышению эффективности закупок, прежде всего государственных. Эту систему мер принято называть прокьюрементом. Под прокьюрементом понимается совокупность практических методов и приемов, позволяющих в максимальной степени обеспечить интересы заказчика при проведении закупочной кампании методами, основанными на конкурентной борьбе предложений претендентов на выполнение заказа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8