Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
Материалы / Субъекты РФ и их правовой статус / Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
Страница 3

3. Законодательные: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

4. Социально-экономические: разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

5. Международные: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Предмет ведения субъекта РФ – сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ к компетенции субъектов РФ. Статья 73 Конституции РФ устанавливает, что вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Договорной способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ч.3 ст.11 Конституции РФ). Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ закреплены в ст.26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно положениям данного Закона заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в одном случае: если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ.

Договор о разграничении полномочий в обязательном порядке должен содержать:

- перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ;

- условия и порядок осуществления этих полномочий;

- конкретные права и обязанности сторон;

- срок действия договора, который не может превышать 10 лет, и порядок продления данного срока;

- основания и порядок досрочного расторжения договора.

Закон уделяет внимание процедуре подготовки договора. Она включает в себя ряд последовательных действий:

- договор о разграничении полномочий является двусторонним и подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ;

- до подписания договора Президентом РФ высшее должностное лицо субъекта РФ представляет проект договора для одобрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, который может либо одобрить проект договора, либо отклонить;

- о результатах рассмотрения проекта договора законодательным (представительным) органом высшее должностное лицо субъекта РФ сообщает Президенту РФ;

- в случае одобрения проекта договора законодательным (представительным) органом субъекта РФ Президент РФ подписывает договор и в течение 10 дней после его подписания вносит в Госдуму проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий;

- договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона о его утверждении, если иное не установлено федеральным законом.

Примечательно, что федеральный закон позволяет учитывать интересы субъектов РФ, не являющихся сторонами договора: орган государственной власти субъекта, не являющейся стороной договора, вправе получить по своему запросу проект договора до его одобрения и внести в него свои предложения и замечания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6