Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
Материалы / Субъекты РФ и их правовой статус / Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
Страница 5

Видовой статус субъектов Федерации для «регионов» является базовым, т.е. прямо или косвенно влияющим на другие их статусы. «Регион» как субъект Федерации правообязан осуществлять всю полноту государственной власти в пределах сферы своего ведения.

Отказаться от предметов своего ведения, от своих полномочий «регион» не может. Но если этот «регион» - по Конституции «входящий» автономный округ, он вправе делегировать осуществление части своих полномочий «включающему» краю, области или осуществлять полномочия с ним совместно. Вся полнота государственной власти у «входящей» единицы при этом сохраняется, поскольку предметы ведения или полномочия она никому не передает, тем более что передать и не может, а напротив, может восстановить status quo и осуществлять полномочия самостоятельно. Соответственно, «включающая» единица дополнительных предметов ведения или полномочий в любом случае не получает. У «входящих» и «включающих» нет и не может быть и никаких «конкурирующих полномочий».

Относительно специальных статусов в рамках базового статуса субъектов Федерации нужно сказать следующее. Конкретизация прав и обязанностей законодательным или договорным путем возможна и даже желательна. Но конституционные принципы равноправия субъектов Федерации исключают какие-либо дополнения или изъятия из установленных правообязанностей «регионов» как составных частей Федерации и из прав и обязанностей в отношениях с федеральными властями. Этого не должно осуществляться ни договором, ни законодательным, ни даже конституционным путем.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Институт федерального вмешательства

установленная и санкционированная государством в лице его федеральных органов власти совокупность правовых, политических, экономических мер и процедур, направленных на восстановление государственного и правового единства страны, обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности.

2

Конституционно-правовой способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ

заключается в том, что именно в Конституции Российской Федерации устанавливаются перечни предметов ведения и полномочий Российской Федерации, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

3

Национальный принцип построения федерации

предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту.

4

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта

процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

5

Правовой статус субъекта Российской Федерации

совокупность правосубъектности, полномочий и предметов ведения субъекта Федерации.

6

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта

процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

7

Российская Федерация

это федерация смешанного типа, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку.

8

Субъект Российской Федерации

это государственно-территориальное образование, входящее в состав единого федеративного государства и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на соответствующей территории.

9

Субъект Федерации

это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

10

Территориальный принцип построения федерации

предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6