Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектамиМатериалы / Субъекты РФ и их правовой статус / Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектамиСтраница 5
Видовой статус субъектов Федерации для «регионов» является базовым, т.е. прямо или косвенно влияющим на другие их статусы. «Регион» как субъект Федерации правообязан осуществлять всю полноту государственной власти в пределах сферы своего ведения.
Отказаться от предметов своего ведения, от своих полномочий «регион» не может. Но если этот «регион» - по Конституции «входящий» автономный округ, он вправе делегировать осуществление части своих полномочий «включающему» краю, области или осуществлять полномочия с ним совместно. Вся полнота государственной власти у «входящей» единицы при этом сохраняется, поскольку предметы ведения или полномочия она никому не передает, тем более что передать и не может, а напротив, может восстановить status quo и осуществлять полномочия самостоятельно. Соответственно, «включающая» единица дополнительных предметов ведения или полномочий в любом случае не получает. У «входящих» и «включающих» нет и не может быть и никаких «конкурирующих полномочий».Относительно специальных статусов в рамках базового статуса субъектов Федерации нужно сказать следующее. Конкретизация прав и обязанностей законодательным или договорным путем возможна и даже желательна. Но конституционные принципы равноправия субъектов Федерации исключают какие-либо дополнения или изъятия из установленных правообязанностей «регионов» как составных частей Федерации и из прав и обязанностей в отношениях с федеральными властями. Этого не должно осуществляться ни договором, ни законодательным, ни даже конституционным путем.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Институт федерального вмешательства |
установленная и санкционированная государством в лице его федеральных органов власти совокупность правовых, политических, экономических мер и процедур, направленных на восстановление государственного и правового единства страны, обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности. |
2 |
Конституционно-правовой способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ |
заключается в том, что именно в Конституции Российской Федерации устанавливаются перечни предметов ведения и полномочий Российской Федерации, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов Российской Федерации. |
3 |
Национальный принцип построения федерации |
предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту. |
4 |
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта |
процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части. |
5 |
Правовой статус субъекта Российской Федерации |
совокупность правосубъектности, полномочий и предметов ведения субъекта Федерации. |
6 |
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта |
процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. |
7 |
Российская Федерация |
это федерация смешанного типа, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. |
8 |
Субъект Российской Федерации |
это государственно-территориальное образование, входящее в состав единого федеративного государства и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на соответствующей территории. |
9 |
Субъект Федерации |
это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. |
10 |
Территориальный принцип построения федерации |
предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения. |