Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
Материалы / Субъекты РФ и их правовой статус / Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
Страница 4

Закон предусматривает досрочное прекращение действия договора о разграничении полномочий, которое возможно по двум основаниям:

- по взаимному согласию сторон;

- по решению суда.

Расторжение договора по инициативе одной из сторон возможно только в случае нарушения другой стороной положений договора, причем это должно быть установлено вступившим в силу решением федерального суда.

Решение федерального суда является основанием для принятия Президентом РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ решения о расторжении договора. Такое решение может приниматься не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующего судебного решения и подлежит официальному опубликованию.

В этом случае федеральный закон об утверждении договора о разграничении полномочий признается утратившим силу со дня официального опубликования решения о расторжении договора.

Помимо двусторонних договоров о разграничении полномочий могут заключаться соглашения о передаче части полномочий федеральных органов исполнительной власти исполнительным органам государственной власти субъекта РФ и наоборот. Передача полномочий в обоих случаях не должна противоречить Конституции РФ, федеральным законам, а также конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ.

Принципы и порядок заключения таких соглашений регулируется ст.26.8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Порядок заключения соглашения несколько отличается от порядка заключения договора о разграничении полномочий и характеризуется следующими особенностями:

1) соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта РФ;

2) в обязательном порядке в соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения;

3) соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства РФ и официального опубликования;

Следует помнить, что федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

Заключение

В итоге курсового исследования можно сделать следующие выводы: имеет смысл представить статус субъекта Федерации в виде некоего «комбинированного» субстрата и выделяющей, прежде всего, «конституционный статус», т.е. те права и обязанности субъекта, которые непосредственно закреплены в Конституции. Далее предлагается – как более широкое понятие – «конституционно-правовой статус», выходящий за рамки федерального конституционного регулирования, дополняющий его субфедеральным конституционным, уставным регулированием. Сюда же относятся федеральные законы о конкретных субъектах Федерации. Наконец, еще более широким является «правовой статус», который включает в себя и «конституционный», и «конституционно-правовой» статусы, а также права и обязанности субъектов, установленные их собственными законами и заключенными ими договорами». Таким образом, доктринальное расчленение статуса субъектов Российской Федерации является вполне оправданным приемом научного анализа.

Наличие у «регионов» других видовых и особых статусов не противоречит букве и духу основ конституционного строя. Это как принцип равноправия граждан Российской Федерации (базовый видовой статус индивидов) не исключает возможности получения гражданства другого государства, почетного гражданства, равно как и дополнительных прав и обязанностей государственными служащими, военнослужащими и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6