Проблема нелегальной миграции в РФ
Страница 5

В то же время фактом сегодняшнего дня стало то, что иностранными гражданами и лицами без гражданства также допускаются нарушения порядка пребывания в Российской Федерации: отсутствует или просрочена регистрация по месту пребывания, разрешения на работу, медицинские заключения.

В силу своего нелегального положения такие лица могут стать жертвой торговли людьми, быть подвергнуты насильственному удержанию и принудительному неоплачиваемому труду, что имеет место. Как отмечает профессор А.Г. Хабибуллин, «предприниматели, пользуясь правовой незащищенностью этой категории работников, имеют практически неограниченные возможности их эксплуатации».

Для эффективного регулирования трудовой миграции населения с целью защиты национального рынка труда и интересов экономики страны необходимо:

1) обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности). Так, квотирование следует использовать в отношении неквалифицированных категорий иммигрантов, а для квалифицированных специалистов необходимо создать условия по привлечению их в приоритетном порядке;

2) расселение иммигрантов на территории страны должно осуществляться с учетом интересов социально-экономического развития регионов, исходя из потребностей региональных рынков труда и демографической ситуации;

3) создание необходимых условий для переселения в Россию соотечественников;

4) содействие адаптации иммигрантов;

5) контроль уровня оплаты труда иммигрантов;

6) реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны;

7) проверка законности пребывания иностранных граждан на территории страны, осуществления ими трудовой деятельности и соблюдения налогового законодательства.

Но главный фактор наличия проблемных моментов в сфере миграционного законодательства Российской Федерации и его несовершенства - это отсутствие основополагающего документа в сфере миграции. Что значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и процесс совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации. То есть недостаточно четко обозначена цель, определяющая направление развития и совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации. Попытки в совершенствовании миграционного законодательства, можно увидеть в посланиях Президента России, в публичных выступлениях руководства страны, в различных принимаемых на высоком уровне документах, таких, как Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012. В результате в ходе совершенствования нормативного правового регулирования в миграционной сфере не исключены системные ошибки. Поскольку невозможно разработать и принять надлежащий законодательный или иной нормативный акт, не имея представления, укладывается он в общее правило или нет.

Продолжает оставаться актуальной проблема совершенствования миграционного законодательства, направленного на регулирование внешней трудовой миграции. Эффективность мер по регулированию допуска иностранной рабочей силы на российский рынок труда напрямую связана с действующим механизмом ее привлечения и использования. Механизм регулирования трудовой иммиграции иностранных граждан в России существует, однако необходимо признать, что в этой области много пробелов, что ведет к низкой эффективности применения законодательных и нормативных актов, а следовательно, к значительным объемам нелегальной трудовой миграции. Формирование миграционного законодательства должно быть направлено на создание условий для беспрепятственной реализации прав и свобод мигрантов в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации при обеспечении национальной безопасности государства.

Необходимо предусмотреть на уровне Трудового кодекса РФ запрет дискриминации работников-мигрантов в трудовых отношениях, при этом закрепить, что ограничения трудовых прав работников-мигрантов могут устанавливаться только Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7