Проблема нелегальной миграции в РФМатериалы / Правовое регулирование труда иностранных граждан, находящихся на территории России / Проблема нелегальной миграции в РФСтраница 6
Миграционная служба нова, она только начинает нарабатывать практику применения новых миграционных правил. Имеющийся опыт подтверждает, что одними методами административного воздействия проблему минимизации негативного влияния незаконной миграции на различные сферы государственного развития не решить.
Безусловно, совершенствование миграционной системы России выходит за рамки компетенции и правомочий Федеральной миграционной службы, это - общенациональная политическая задача. Необходим комплексный подход, нужен диалог бизнеса и власти, следует наполнять тезис о социальном партнерстве предпринимателей и власти в сфере миграции конкретным содержанием.
Вопросы по исполнению миграционного законодательства, соблюдения прав мигрантов постоянно находятся в центре внимания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров. Можно отметить, что традиционным стало проведение городскими и районными прокурорами проверок исполнения миграционного законодательства в деятельности органов миграционного учета и контроля, а также хозяйствующих субъектов, использующих иностранную рабочую силу. О состоянии законности в сфере исполнения миграционного и иного смежного с ним законодательства и принимаемых прокуратурой мерах ежегодно информируется население и политическое руководство страны. Тем не менее складывающаяся обстановка требует от прокуроров принятия дополнительных мер к усилению надзора за соблюдением трудовых прав мигрантов, незамедлительного применения предоставленных законодательством полномочий по их защите.
Государственная миграционная политика в этом вопросе, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации, должна носить селективный характер, формироваться на основе прагматических демографических, экономических и геополитических интересов страны и региона. В числе приоритетных направлений государственной миграционной политики России должно стать, прежде всего, создание благоприятных условий для совместной жизни и деятельности коренного населения и мигрантов.
В целях успешной профилактики незаконной миграции на территории РФ следует осуществить следующие мероприятия:
1) принятие Концепции миграционной политики РФ;
2) принятие Федерального закона "О миграции" в целях системности современного миграционного законодательства и устранения многочисленных внутренних и межотраслевых противоречий;
3) развитие системы информационных банков данных о количестве требуемых рабочих мест; о лицах, задержанных за незаконную миграцию, о работодателях, использующих труд нелегальных мигрантов;
4) использование достижений научно-технического прогресса в сфере организации деятельности контрольно-пропускных пунктов; создание документов идентификации легальных мигрантов (с целью затруднить их фальсификацию);
5) совместно с заинтересованными государствами продолжить конструктивный диалог в поисках новых способов предотвращения незаконной миграции;
6) совместно подготовить межведомственный документ, в котором четко и ясно определить порядок действия всех структур, органов и должностных лиц, участвующих в пресечении незаконной миграции.
Для достижения поставленных целей, необходим комплексный подход. Если говорить о дальнейшей, улучшенной атмосфере труда иностранных трудящихся граждан и благополучия страны, принимающей их, нужно использовать и направлять имеющиеся возможности по достижению цели: устранения незаконной трудовой миграции. Следовательно, браться за проблемы в комплексе, а не по отдельности.
Выводы:
Совершенствование миграционного законодательства должно выявить и устранить пробелы в нормативно правовых нормах, регулирующих труд иностранных граждан.
Очень важно контролировать соблюдение сотрудниками территориальных органов Федеральной миграционной службы процессуальных сроков, предусмотренных миграционным законодательством.
Необходимо ввести в Трудовой кодекс РФ, специальную главу, посвященную труду иностранных граждан. В которой должен быть закреплен запрет на ограничение прав работников-мигрантов в сфере труда и их дискриминация.