Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения: понятие, сущность, признаки
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения: понятие, сущность, признаки
Страница 1

Выше указывалось, что административные правонарушения в области безопасности дорожного движения имеют весьма широкое распространение, что, несомненно, позволяет сделать вывод об их значительной общественной опасности.

Большое количество, совершаемых административных правонарушений в области безопасности дорожного движения свидетельствует о значительной административно-правовой деликтности данных правонарушений, «под которой понимается совокупность всех совершаемых в стране, регионе, населенном пункте деяний, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями». Административные правонарушения опасны не только своей распространенностью, но и возможностью перерастания в более серьезные общественно опасные деяния – преступления. Масштабы административной деликтности, разнообразие форм ее проявлений, причиняемый вред предопределяют необходимость противодействия административным правонарушениям, снижения порога их опасности для защищаемых законом интересов. В этих целях государство совершенствует законодательство об административной ответственности, систему органов, осуществляющих предупреждение, пресечение административных правонарушений и наказание нарушителей, создает условия для соблюдения административно-правовых запретов [45, c. 10]. Это актуально и в отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения, которые нарушают важнейшую составляющую правопорядка. Так в 2010 г. на 1000 жителей Витебской области приходилось 188,4 правонарушения в области безопасности дорожного движения, а в 2011 г. этот показатель вырос до 196,9 правонарушений. Исходя из этого правонарушения в области безопасности дорожного движения следует рассматривать в общеправовом контексте правонарушения.

Генетически категория правонарушения является социальным явлением, о чем свидетельствуют ранние правовые системы, где правовые нормы изначально являлись обычаями данного общества, а правонарушение было ни чем иным как покушением на устоявшиеся в обществе обычаи, в которых заключались и правовые нормы и порядок общественных отношений. Посягательство на определенные социальные нормы общества – правопорядок является существенным признаком правонарушения и формирует его объект. «Им выступают общественные отношения, совокупность которых, в конечном счете, и образует социальный организм». Всякое правонарушение неотделимо от общества и в силу того, что оно совершается людьми и является так называемым деянием, «включающим в себя два варианта поведения личности – активное действие или юридически значимое бездействие». Таким образом, обобщенно правонарушение можно рассматривать как нарушение правопорядка, установленного в обществе. Понятие правонарушения по-разному трактуется в юридической литературе, рассмотрим их более подробно. Так, Хропанюк В.Н. определяет правонарушение как «виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписанным нормам права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность». Марченко М.Н. определяет правонарушение более обобщенно, как «виновное противоправное деяние совершенное дееспособным лицом». Более подробно понятие правонарушение раскрывает Денисов Ю.А., рассматривая его как общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое вменяемым, достигшим указанного в законе возраста лицом и влекущее за собой юридическую ответственность». Таким образом, определяющими признаками правонарушения являются его общественная опасность и противоправность.

Легальное определение понятия административного правонарушения содержится в ст. 2.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 г. (принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г., одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г., в ред. Закона Республики Беларусь № 325-З от 13.12.2011 г.) (далее КоАП), в соответствии с которой административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КОАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Анализ этого определения позволяет выделить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие его от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов). Как нам представляется, к числу таких признаков следует отнести: общественная опасность; противоправность; наказуемость; виновность. Как правило, большинство этих признаков административного правонарушения признаются всеми учеными и трактуются одинаково, за исключением, основного элемента административного правонарушения, его общественной опасности.

Страницы: 1 2 3 4 5