Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения: понятие, сущность, признаки
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения: понятие, сущность, признаки
Страница 5

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Всех субъектов можно классифицировать следующим образом, предложенным Бахрахом Д.

Н., полагающим, что в административном праве следует различать две группы субъектов: первая - индивидуальные субъекты, к которым относятся физические лица, вторая - коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации [16, c. 533]. Прежде всего, в соответствии с нормами ст. 3 Закона «О дорожном движении» субъектами правонарушений в области безопасности дорожного движения могут являться участники дорожного движения, то есть физические лица, находящиеся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К участникам дорожного движения относятся: водитель транспортного средства, самоходной машины; пешеход; пассажир; всадник, погонщик скота; лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной и находящееся в них; лицо, сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной. В отношении физических лиц, как субъектов административного правонарушения действующее законодательство устанавливает требования к возрасту (ст. 4.3 КоАП) и к вменяемости (4.4 КоАП) данных лиц. В соответствии с нормами данных статей КоАП субъектами административных правонарушений могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, за исключением правонарушителей, совершивших административные правонарушения, предусмотренные нормами ч.1,3,5 ст. 18.3, ст. 18.4, ст. 18.10, 18.43 КоАП, где применение административной ответственности предусмотрено с четырнадцатилетнего возраста (ч. 2 ст. 4.3 КоАП).

Субъектом правонарушения предусмотренного ч.2 ст.18.12 КОАП является должностное лицо, ответственное за выпуск в эксплуатацию транспортного средства. В соответствии с нормами ст. 1.3 КоАП должностным лицом является физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

В соответствии с нормами ч. 2 ст. 2.1 КоАП, субъектами административных правонарушений могут являться и юридические лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц не применяется принцип виновности совершения административного правонарушения, то есть применяется объективное вменение, на основании норм ст. 3.5 КоАП, в соответствии с нормами которой, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. Исходя из этого на юридические лица не распространяется принцип презумпции невиновности [56, c. 391]. Вместе с тем, деятельность юридического лица это деятельность его должностных лиц, поэтому ответственность юридического лица нельзя рассматривать без учета виновности его должностных лиц.

С субъективной стороны правонарушения в области безопасности дорожного движения характеризуются, как правило, умышленной формой вины. В соответствии с нормами ст. 3.1 КоАП вина - психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Субъективная сторона правонарушения выражается в виновном характере деяния. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность, в частности административная. Виновность физических и юридических лиц выражается в морально-этическом и психическом отношении конкретного лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Вместе с тем, в современной правоприменительной практике применяются нормы, которые свидетельствуют о привлечении к административной ответственности на основании объективного вменения. В частности в соответствии с нормами ст. 4.9 КоАП предусматривается ответственность собственников (владельцев) транспортных средств при автоматической фиксации правонарушений. Порядок наложения административного взыскания в данном случае противоречит общим нормам установления виновности лица в совершении административного правонарушения, так как протокол об административном правонарушении не составляется, а должностное лицо, ведущее административный процесс исходя из этого не обязано доказывать виновность лица в совершении правонарушения [24, c. 53-54], соответственно в данном случае именно обвиняемое лицо должно доказывать свою невиновность, что вступает в противоречие с конституционными принципами осуществления правосудия. Данный метод фиксации административных деликтов в области дорожного движения существенно изменил традиционные подходы к назначению наказаний (учет личности нарушителя, его имущественного положения, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств и др.) и тем самым фактически исключил из этого процесса общепринятый в юриспруденции принцип индивидуализации назначения наказания. Таким образом, нормы ст. 4.9 КоАП вносят исключение в принцип презумпции невиновности при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 18 КоАП, обязанность доказывания своей невиновности возложено на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Соответственно собственнику (владельцу) транспортного средства недостаточно будет просто сообщить о том, что автомобилем управляло другое лицо. Вопрос об освобождении его от административной ответственности может быть решен только после предоставления им признательных показаний лица, управлявшего транспортным средством, либо, в случае угона (хищения) автомобиля, соответствующих документов, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством. Кроме этого, в действующем законодательстве имеется еще ряд спорных моментов, связанных с применением мер административной ответственности при видеофиксации правонарушений в области безопасности дорожного движения, которые более подробно будут рассмотрены во второй главе работы, при рассмотрении административно-процессуальных аспектов применения мер административной ответственности в области безопасности дорожного движения.

Страницы: 1 2 3 4 5