Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения: понятие, сущность, признаки
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения: понятие, сущность, признаки
Страница 4

Содержание объекта административного правонарушения следует рассматривать как определенную часть, сферу, сторону правопорядка [58, c. 14]. В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения родовым объектом правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и порядок.

Видовым объектом данных правонарушений является безопасность дорожного движения, под которой в соответствии с действующими Правилах дорожного движения утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 621) [7] (Далее Правила дорожного движения) понимается состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия (п.2.4 Правил дорожного движения).

Объективная сторона правонарушения есть само противоправное деяние, его содержание составляет: «противоправное деяние, общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями» [70, c. 586]. Процесс посягательства на объект правонарушения может осуществляться только в форме волевого акта, деяния. Правонарушением на основании этого может являться только контролируемое поведение лица. Правонарушение может совершаться как активными действиями, так и юридически значимым бездействием. Данное действие (бездействие) является правонарушением только при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей соответствующих праву, то есть нормативно-правовым актом. Таким образом, признаки объективной стороны административного правонарушения должны быть обязательно закреплены в действующем законодательстве, что опосредуется противоправностью и административной наказуемостью, если общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение подобных деяний. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Наиболее обобщенно объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения можно представить как противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов. Как правило, объективная сторона административных правонарушений описывается в диспозициях соответствующих статей КоАП и предполагает применение мер административной ответственности за совершение тех или иных действий участников дорожного движения.

Противоправное деяние не всегда приводит к вредным последствиям. Данные деяния противоправны сами по себе и имеют вероятностный характер по отношению к опасности наступления вредных последствий. К таким правонарушениям относятся и административные правонарушения в области безопасности дорожного движения, составы которых определены законодателем как формальные, что предполагает применение мер административной ответственности только за факт деяния, которое определено в КоАП как административное правонарушение вне зависимости от наступления общественно опасных последствий и причинения вреда иным участникам дорожного движения. Между противоправным деянием и причиненным вредом существует причинно-следственная связь, без наличия которой деяние не является правонарушением. Именно причинно-следственные связи являются важнейшим основанием, связывающим виновного участника с совершенным им правонарушением и соответственно являются основанием для его привлечения к административной ответственности. Наиболее обобщенно причинную связь можно представить как процесс, в котором причина всегда предшествует следствию. Таким образом, нарушение правил дорожного движения должно предшествовать наступлению общественно опасных последствий, установленных нормами действующего законодательства. В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения уместно применить следующее определение причинно-следственных связей: «причиной последствия должно признаваться такое деяние, которое с внутренней необходимостью вызвало его наступление, то есть если нарушение, допущенное в конкретной ситуации, определило направление развития явлений, приведших к общественно опасному результату, то оно выступает необходимой причиной наступившего результата» [68, c. 27]. Установление причинно-следственных связей при совершении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения требует глубокого анализа всех обстоятельств правонарушения и существенным образом влияет на применение мер административной ответственности.

Страницы: 1 2 3 4 5