Теоретико-правовые основы института административной ответственности в области безопасности дорожного движения
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Теоретико-правовые основы института административной ответственности в области безопасности дорожного движения
Страница 3

Исходя из такого подхода к административной ответственности наиболее удачным нам представляется определение понятия административной ответственности Бельского К.С., который определяет данную категорию следующим образом: «под административной ответственностью следует понимать все меры административно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему административное правонарушение.

Эти меры реализуются в правоотношении, возникающем и объективно существующем с момента совершения административного проступка. Это – административное процессуальное правоохранительное отношение, развертывающееся во времени и охватывающее все основные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Его главные субъекты – компетентный орган, наделенный властными юрисдикционными полномочиями, и правонарушитель: первый обладает не только наказательными правами, но и обязанностями; второй не является лишь объектом принудительного воздействия со стороны государства, но является также субъектом определенных прав» [19, c. 16]. Схожую точку зрения высказывает Лейст О.Э., который так же расширительно трактует понятие административной ответственности, в частности, он пишет, что «сведение ответственности к реализации только материально-правовых норм оставляет вне поля зрения обширные правовые институты, содержание гарантии достижения объективной истины по делу, права лица, обвиняемого в правонарушении, обоснованность применения мер пресечения, правовые способы устранения возможных ошибок при применении государственного принуждения» [59, c. 592]. В противном случае административная ответственность «понимаемая исключительно в качестве системы государственного принуждения, не позволяет осознать объективную необходимость, лежащую в основе правовой ответственности и права вообще; такая ответственность выступает как насилие» [21]. Исходя из этого позиция К.С. Бельского представляется нам наиболее обоснованной. Действительно юридическая ответственность - это общественное отношение, в полной урегулированное нормами права, в котором праву органа власти или должностного лица применить к правонарушителю меру правового государственного принуждения соответствует обязанность последнего претерпеть составляющие меру принуждения ограничения имущественного либо морального характера.

Исходя из такого понимания юридической и административной ответственности можно выделить наиболее общие признаки юридической природы административной ответственности, которые основаны на общих признаках юридической ответственности: административная ответственность является частью и формой осуществления административно-правового принуждения; административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы (в виде лишений и ограничений морального и физического характера); применение мер административной ответственности заключается в правовой оценке деяния от имени соответствующих компетентных органов; основанием юридической ответственности является правонарушение, то есть соответствие признаков деяния, признакам состава соответствующего правонарушения, которые определены нормами действующего законодательства; применение административной ответственности о урегулировано нормами материального и процессуального законодательства.

Однако для административной ответственности характерны и свои специфические особенности: мерой административной ответственности является административное наказание. По мнению большинства специалистов, категории «административная ответственность» и «административное наказание» соотносятся между собой как целое и часть [65, c. 19]. Административное наказание является сущностным элементом структуры административной ответственности; применение административной ответственности возложено на таких субъектов права, как судьи, органы исполнительной власти и управления, органы внутренних дел (их должностные лица), уполномоченные на то законодательством. Применяется преимущественно внесудебный порядок применения административных наказаний; административная ответственность реализуется органом (должностным лицом), которому нарушитель непосредственно по службе не подчинен (в этом состоит ключевое отличие административной ответственности от ответственности дисциплинарной); применение административной ответственности не влечет судимости для лица, совершившего административное правонарушение. Однако наложение административного наказания всегда влечет за собой правовое последствие в виде особого правового положения привлеченного к ответственности правонарушителя, при котором последний, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного времени (в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного наказания - ст. 2.8 КоАП); процессуальной формой применения административной ответственности выступает производство по делам об административных правонарушениях, также регламентируемое нормами КоАП и состоящее из стадий возбуждения производства по делу, рассмотрения дела и принятия по нему решения, исполнения постановления по делу об административном правонарушении и обжалования принятого решения. Административная ответственность базируется на принципах, предусмотренных нормами ст. 4.2 КоАП, которые в целом связаны с такими общеправовыми принципами юридической ответственности как: законность, равенство субъектов административного правонарушения перед законом, виновной ответственности и гуманизма, неотвратимость наказания, справедливость.

Страницы: 1 2 3 4 5