Теоретико-правовые основы института административной ответственности в области безопасности дорожного движения
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Теоретико-правовые основы института административной ответственности в области безопасности дорожного движения
Страница 4

Рассматривая административную ответственность как правоотношение можно сделать следующий вывод: административная ответственность является административным правоохранительным правоотношением. Его главные субъекты - компетентный орган, наделенный властными юрисдикционными полномочиями, и правонарушитель: первый обладает не только правами применять меры административно-правового принуждения и в частности меры административной ответственности, но и обязанностями, связанными с установлением, квалификацией и доказательством административного правонарушения; второй не является лишь объектом принудительного воздействия со стороны государства, но является также субъектом определенных прав.

Несмотря на процессуальное неравенство компетентных органов, осуществляющих применение мер административной ответственности, что выражается в публично-властном характере полномочий данных органов, и лиц, обвиняемых в совершении административного правонарушения, это правоотношение связано с взаимной реализацией прав и обязанностей, и поэтому не вполне корректно рассматривать физические и юридические лица как объекты административной ответственности [56, c. 383]. Как нам представляется, объектом, как административно-правового принуждения, так и административной ответственности, как справедливо указывает цитируемый выше автор является не личность, а ее поведение [56, c. 353]. Следовательно, объектом административной ответственности является общественно-опасное, противоправное поведение правонарушителя, выразившееся в виновном нарушении норм административного права, то есть основания административной ответственности. На этом основании можно выделить следующие структурные элементы административной ответственности: объяснение виновным лицом существа нарушения; отрицательная оценка компетентным органом противоправного деяния; применение административного взыскания [19, c. 16]. Рассмотрим особенности реализации административной ответственности как правоохранительного правоотношения в рамках данной структуры административной ответственности.

Объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении представляет собой меры, применяемые на стадии возбуждения административного дела и состоящие из двух групп процессуальных действий: обвинения компетентным органом конкретного лица в совершении правонарушения и его расследования; права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дать объяснение по существу нарушения. Эти две группы мер, применяемых на стадии возбуждения административного дела, представляют собой пусковой механизм административной ответственности. Их реализация означает распространение на правонарушителя как отрицательных (доставление в органы, обвинение, составление протокола), так и положительных (например, процессуальные гарантии, такие, как соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 4.1 КоАП), и одного из существенных - права давать объяснения по поводу случившегося нарушения на всех стадиях административного дела ст. 6.4 КоАП) последствий административного процесса. Анализ данных норм свидетельствует, что объяснение нарушителя не имеет для компетентного органа заранее установленной силы и оценивается им наряду с другими собранными по административному делу доказательствами. Однако «объяснение» как доказательство имеет особое значение, будучи важным исходным элементом административной ответственности. В нем нарушитель может изложить аргументы в свою защиту, мотивы, причины и условия совершения проступка, опровергнуть выдвинутые против него обвинения.

Отрицательная оценка деяния - это мнение компетентного органа, которое сложилось у него об административном правонарушении и личности правонарушителя в процессе исследования всех обстоятельств и доказательств по делу и которое нашло адекватное отражение в документах по делу, исходя из этого, отрицательную оценку деяния следует рассматривать как обвинение в совершении административного правонарушения. В производстве по делам об административных правонарушениях «отрицательная оценка», выражаемая компетентным органом, реализуется посредством ряда процессуальных действий. Протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом, не только закрепляющим факт правонарушения и служащим основанием для его рассмотрения компетентным органом, но и содержащим предварительную отрицательную оценку деяния. Поэтому Бахрах Д.Н. справедливо называет протокол об административном правонарушении обвинительным документом: он содержит результаты проведенного расследования, а именно - личные данные о сущности правонарушения и нарушителя [17, c. 153]. Иначе говоря, содержание протокола должно давать ясное представление о характере административного проступка и правильно оценивать его с точки зрения закона. Постановление по делу содержит окончательную отрицательную оценку лица, привлеченного к административной ответственности. В нем устанавливается виновность правонарушителя и определяется административное наказание, которое предусмотрено конкретной нормой за данное правонарушение. При определении меры взыскания учитывается тяжесть совершенного проступка, положительные и отрицательные стороны личности нарушителя, степень вины, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также имущественное положение виновного.

Страницы: 1 2 3 4 5