Теоретико-правовые основы института административной ответственности в области безопасности дорожного движения
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Теоретико-правовые основы института административной ответственности в области безопасности дорожного движения
Страница 5

Применение административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение, образует завершающий элемент в структуре административной ответственности. Орган, осуществляющий административную юрисдикцию, обладает не только правом, но и обязанностью применять к административное наказание в пределах, установленных нормами права, в точном соответствии с КоАП, и другими нормативными актами об административных правонарушениях.

Правонарушитель обязан претерпеть предусмотренное законодательством и указанное в постановлении по делу административное взыскание, однако имеет право на его корректное применение в соответствии с установленными правилами и процедурами. Таким образом, применение административной ответственности, то она заключается в фиксировании установленным законом порядке конкретного правонарушения, конкретного правонарушителя и назначении ему определенного законом административного наказания, при соблюдении соответствующих процессуальных норм. Институт административной ответственности преследует цель предупреждения нарушения установленных требований участниками дорожного движения путем формирования, наряду с другими средствами регулирования, установки на правомерное поведение (позитивной ответственности) с помощью такого средства, как наказание правонарушителей.

В сфере дорожного движения существует система норм, регламентирующих поведение участников движения и запрещающих определенное поведение. Каждый участник дорожного движения обязан соблюдать запреты, а Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГАИ) является компетентным органом, осуществляющим административно-правовую юрисдикцию в области безопасности дорожного движения, обеспечивает исполнение этой обязанности.

Рассматривая возможности правового регулирования в сфере дорожного движения, необходимо учитывать то, что право способно воздействовать на внутренний мир человека, но это воздействие – лишь одно из слагаемых в сложной системе социальных, политических, идеологических, нравственных факторов, определяющих правосознание личности. Воспитание человека в значительной мере осуществляется вне формальных воспитательных средств, и поведение в основном формируется не правом, а социальными устоями общества, и если среда не создает достаточных предпосылок для реализации тех или иных норм права, то они остаются малоэффективными. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Опрос водителей транспортных средств показал, что только 23% водителей полностью согласны с требованиями правовых запретов в сфере дорожного движения, остальные соблюдают нормы из-за страха наказания [36]. Таким образом, установление только жестких наказаний за правонарушения не позволит сформировать установку на правомерное поведение. Лица, исполняющие требования под страхом наказания, всегда нуждаются в действенном контроле со стороны государственных органов. Добиться правомерного поведения участников дорожного движения возможно путем установления обоснованных запретов, поддерживаемых большинством участников дорожного движения, и справедливых наказаний за их нарушение.

Страницы: 1 2 3 4 5