Сущность и содержание административного наказания за правонарушения в области безопасности дорожного движения
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Сущность и содержание административного наказания за правонарушения в области безопасности дорожного движения
Страница 3

Предупреждение как административное взыскание достаточно широко применяется в области безопасности дорожного движения. Применение принуждение предусмотрено нормами ч. 1,3,4,5,8 ст. 18.12 КоАП за нарушение правил эксплуатации транспортного средства; ч.

1 ст. 18.13 КоАП за превышение скорости от десяти до двадцати километров в час; ч.1-7 ст. 18.14 КоАП за невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения; ст. 18.18 КоАП за отсутствие документов, подтверждающих право управления соответствующим транспортным средством; ч.1,5 ст. 18.22 КоАП за нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства и иных правил дорожного движения; ч. 1 ст. 18.23 КоАП за нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством; ст. 18.27 КоАП, за нарушение правил учебной езды, водителем, обучающим вождению транспортного средства.

Легальное определение понятия предупреждения как административного взыскания содержится в нормах ст. 6.4 КоАП, в соответствии с которыми, предупреждение – это письменное предупреждение лица о недопустимости противоправного поведения. В силу того, что предупреждение содержится в общем перечне административных взысканий (ст.6.2 КоАП) законодатель оценивает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями. Следовательно, как и другим мерам административной ответственности, предупреждению присущи соответствующие признаки административно-властного принуждения. «Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется властно-обязывающим образом, т.е. властным субъектом государства (органом государства, его должностным лицом), полномочным налагать административные наказания, к физическим или юридическим лицам как субъектам, находящимся в рамках (условиях) административной ответственности в состоянии подчинения» [51]. Будучи выраженным в законе, предупреждение рассматривается государством как итоговая негативная реакция на деяние, признаваемое и характеризуемое как административное правонарушение.

Таким образом, предупреждение ничем по своим последствиям не отличается от других видов административных наказаний, поскольку означает привлечение субъекта к административной ответственности со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. С применением предупреждения наступает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Так называемое состояние административной наказанности длится в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, т.е. со дня вручения под расписку физическому лицу или направления копии указанного постановления законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

По своему содержанию предупреждение как административное наказание представляет собой карательную санкцию исключительно морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном (от имени государства) и легальном причинении правонарушителю морального вреда. Но, как подчеркивается в административно-правовой литературе, по сравнению с другими административными наказаниями доза карательного воздействия в таком предупреждении минимальна, и оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер [53, c. 202]. С данным утверждением следует согласиться, так как вынесение предупреждения является по преимуществу профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию для правонарушителя в контексте последовательного усиления административно-властного воздействия. Как и всякая мера административно-правового принуждения, предупреждение имеет свой объект легального воздействия, которым выступают такие личные неимущественные права и нематериальные блага, как достоинство личности и деловая репутация. Отсюда ярко выраженный психологический характер рассматриваемой меры административной ответственности обусловливается властно-обязывающим и коррелирующим воздействием на ослабленные общественные установки личности правонарушителя посредством государственного порицания [62, c. 18-19]. Следовательно, уже сам факт официального применения предупреждения в объективном смысле должен стать веским психологическим грузом для делинквента, создать ему психологический дискомфорт посредством побуждения у него критического отношения к своему противоправному поведению.

Таким образом, предупреждение является самодостаточной мерой административного наказания, поскольку его применение означает итог административного преследования и не требует какого-либо дополнительного административно-правового принуждения на лицо, признанное виновным в совершении конкретного административного правонарушения. Полагаем, что нельзя согласиться с точкой зрения, на основании которой предупреждение может применяться в сочетании с дополнительными мерами [52, c. 186], так как в данном случае определение названной меры как воспитательно-превентивной оказывается лишенным всякого смысла и уже в силу этого не соответствует требованию соразмерности ограничения прав и свобод личности конституционно значимым интересам и целям. Думается, что предупреждение как карательная санкция применимо в основном в тех случаях (помимо степени общественной опасности самого деяния), когда налицо неосторожная форма вины. Деяния с таким субъективным выражением менее вредны хотя бы уже потому, что противоправное поведение субъекта не носит ярко выраженный противоправный характер. В то же время, устанавливая санкцию в статьях ч. 1 ст. 18.12, ч. 4 ст. 18.14, ст. 18.27 КоАП, описывающих умышленное противоправное деяние, в виде предупреждения, законодатель рискует исказить сущность предупреждения как административного взыскания. На основании этого, полагаем, что нормы ст. 6.4 КоАП необходимо изложить следующим образом: «Предупреждение - мера административного взыскания, выраженная в официальном, письменном предостережении о недопустимости противоправного поведения лица, совершенного по неосторожности административное правонарушение». Исходя из этого, необходимо исключить ситуацию применения предупреждения как санкции за совершение умышленных административных правонарушений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7