Сущность и содержание административного наказания за правонарушения в
области безопасности дорожного движенияМатериалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Сущность и содержание административного наказания за правонарушения в
области безопасности дорожного движенияСтраница 5
Как мере административного принуждения лишению специального права присущи все признаки административного взыскания. Представляет собой правовую оценку правонарушения и негативную реакцию государства на противоречащие охраняемым им интересам деяния; имеет публично-властный характер и реализуется на основе административного наказания; имеет карательную и воспитательную составляющую в своем содержании.
Действующее законодательство Республики Беларусь определяет возможность применения лишения специального права, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Применение наряду с данным административным наказанием любого другого в качестве дополнительного административного наказания не затрагивает собственно реализацию лишения специального права, а имеет целью лишь усилить наказательное воздействие государства на личность правонарушителя. В литературе высказывается точка зрения, что «достаточная для целей административно-наказательного воздействия суровость лишения специального права не предполагает его реализацию как вкупе с каким-либо другим основным административным наказанием, так и в результате присоединения его к любому иному административному наказанию в качестве факультативного (дополнительного). В противном же случае совокупная сила такого административно-властного вмешательства становилась бы чрезмерной, не учитывающей личность правонарушителя, степень ущербности и характер совершенного им противоправного деяния, и превращалась в таком случае из легитимной и легальной реакции на правонарушение в орудие произвола и подавления человеческого достоинства, в свете которых сама деятельность государства лишалась бы также всякого смысла» [50]. В известной степени с данной точкой зрения можно согласиться, так как это достаточно суровое наказание, выражающееся в лишение субъективного права, что в своей основе является существенным вмешательством в сферу личных прав гражданина, которые исходя из конституционных принципов являются наиболее существенным элементом правового статуса личности (например, право свободно пользоваться своим имуществом), однако возможность применения лишения специального права альтернативно, то есть его применение, как основного и как дополнительного взыскания в полной мере позволяет учитывать и обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя. Это в полной мере позволяет обеспечивать дифференцированный подход в применении данного административного взыскания, выраженного в целесообразности такого вмешательства в правовой статус личности, обоснованного характером совершенного лицом административного правонарушения, обстоятельствами, смягчающими и отягчающими административную ответственность и особенностями личности правонарушителя и его отношения к совершенному правонарушению. Таким образом, подход законодателя к применению лишения права управления транспортным средством представляется вполне обоснованным.Действующее административное законодательство предусматривает лишение права управления транспортным средством за совершение следующих правонарушений: ч. 4 ст. 18.13 КоАП, повторное превышение скорости; ч. 8 ст. 18.14 КоАП, нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения, в случае когда это запрещено правилами дорожного движения; ч. 9 ст. 18.14 КоАП, невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения; ч. 10 ст. 18.14 КоАП, создание аварийной обстановки; ч.1 ст. 18.16 КоАП, управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ; ч. 3 ст. 18.16 КоАП, употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ; ч. 1 ст. 18.17 КоАП, причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение другого транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества; ч. 4 ст. 18.17 КоАП, оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами; ч. 2 ст. 18.21 КоАП, невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства. Таким образом, применение лишения права управления транспортным средством как административного взыскания ограничено относительно небольшим перечнем статей КоАП и практически во всех случаях, за исключением норм ст. 18.16 КоАП ее применение альтернативно другим видам административных взысканий.