Вопросы правоприменительной деятельности органов внутренних дел в области безопасности дорожного движения
Материалы / Административная ответственность в области безопасности дорожного движения / Вопросы правоприменительной деятельности органов внутренних дел в области безопасности дорожного движения
Страница 3

На каждое нарушение должен составляться протокол об административном правонарушении. В соответствии с нормами ст. 10.2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, представителем юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или неявки в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола, которые вносятся в протокол. Физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, представителю юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, копия протокола вручается под расписку. В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенных надлежащим образом, в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с нормами ст. 11.6 ПИКоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются следующие обстоятельства: было ли совершено административное правонарушение; виновно ли данное физическое лицо в его совершении; подлежит ли физическое лицо административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; причинен ли вред административным правонарушением; виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения; подлежит ли юридическое лицо административной ответственности если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Основными источниками доказательств административных правонарушений в области безопасности дорожного движения являются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и лица, потерпевшего от административного правонарушения, по итогам которых составляется протокол опроса (ст. 10.12 ПИКоАП) и Осмотр места совершения административного правонарушения (ст.10.13 ПИКоАП). Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении представляет собой меры, применяемые на стадии возбуждения административного дела и состоящие из двух групп процессуальных действий: обвинения компетентным органом конкретного лица в совершении правонарушения и его расследования; права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дать объяснение по существу нарушения. Эти две группы мер, применяемых на стадии возбуждения административного дела, представляют собой пусковой механизм административной ответственности. Их реализация означает распространение на правонарушителя как отрицательных (доставление в органы, обвинение, составление протокола), так и положительных (например, процессуальные гарантии, такие, как соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 4.1 ПИКоАП), и одного из существенных - права давать объяснения по поводу случившегося нарушения на всех стадиях административного дела ст. 6.4 ПИКоАП) последствий административного процесса. Анализ данных норм свидетельствует, что объяснение нарушителя не имеет для компетентного органа заранее установленной силы и оценивается им наряду с другими собранными по административному делу доказательствами. Однако «объяснение» как доказательство имеет особое значение, будучи важным исходным элементом административной ответственности. В нем нарушитель может изложить аргументы в свою защиту, мотивы, причины и условия совершения проступка, опровергнуть выдвинутые против него обвинения. Потерпевший, равно как и обвиняемый, имеет право, в соответствии с нормами ст. 4.2 ПИКоАП давать объяснения по обстоятельствам дела. В соответствии с нормами ст. 6.5 ПИКоАП потерпевший может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется административный процесс. Не могут служить доказательствами сведения, сообщаемые потерпевшим, если он не может указать источник своей осведомленности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8