Последствия приобретения потребителем некачественного товара
Материалы / Последствия приобретения потребителем некачественного товара
Страница 1

За нарушение прав потребителя продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) несет ответственность в соответствии с законодательством и (или) условиями договора.

При этом уплата неустойки и возмещение убытков в соответствии с законодательством о защите прав потребителей не освобождают продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтную организацию) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

Вместе с тем продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) может быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошли вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, исключающим ответственность и предусмотренным Законом Республики Беларусь от 19 января 2002 г. N 90-З "О защите прав потребителей" (далее - Закон) или иными законодательными актами.

Законом определены не только права потребителя, но и учтены интересы продавцов. Так, в пункте 5 статьи 15 Закона предусмотрено возмещение продавцам, поставщикам расходов, понесенных ими в связи с удовлетворением претензий потребителей. Продавец (поставщик) вправе потребовать от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, а также возмещения убытков, понесенных продавцом (поставщиком) в связи с восстановлением нарушенного права потребителя. При этом изготовитель или поставщик, реализовавшие товар продавцу (поставщику), освобождаются от ответственности, если докажут, что недостатки товара возникли по причинам, возникшим после передачи товара продавцу (поставщику). Данный порядок действует в тех случаях, если иной порядок не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь или договором. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. N 186 "О некоторых мерах по повышению ответственности за качество отечественных товаров" предусмотрена ответственность производителей и продавцов (поставщиков) за качество технически сложных товаров отечественного производства и утвержден перечень таких товаров.

Требования, предъявляемые потребителем в отношении товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом

Потребитель в соответствии со статьей 20 Закона в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе предъявить продавцу одно из следующих требований:

- заменить недоброкачественный товар товаром надлежащего качества в случаях, установленных законодательством. Так, технически сложный или дорогостоящий товар потребитель вправе заметить только в случае обнаружения существенных недостатков.

Справка.

Дорогостоящий товар - товар, стоимость которого в четыреста и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день реализации потребителю товара.

Существенный недостаток товара - неустранимый недостаток либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.

Необходимо помнить, что при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.) перерасчет цены товара не производится. В случае же замены товара ненадлежащего качества на такой же товар, но другой модели (марки, типа, артикула и др.), и если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в цене. В случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, потребителю выплачивается разница в цене. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены;

- соразмерно уменьшить покупную цену товара;

- незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара (отремонтировать товар);

- возместить расходы по устранению недостатков товара (ремонту);

- вернуть уплаченную за некачественный товар денежную сумму. Для возврата некачественного товара продавцу достаточно наличие в товаре производственного недостатка. При этом наличие существенного недостатка, как при предъявлении требования о замене, не требуется. Потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки). При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида, отсутствия технических документов (технического паспорта, инструкции по эксплуатации и т.п.) или других подобных обстоятельств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6