Последствия приобретения потребителем некачественного товара
Материалы / Последствия приобретения потребителем некачественного товара
Страница 3

- при расторжении договора потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения (п.

4 ст. 27 Закона). При возмещении разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара под соответствующим товаром следует понимать (письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. N 10-19/551к):

идентичный товар, т.е. товар тех же марки, типа, артикула и др., что и товар, возвращаемый потребителем продавцу как некачественный;

либо

при отсутствии идентичного товара - товар, схожий с приобретенным товаром по назначению, набору функциональных (технических, физических, качественных) характеристик, размеру и находящийся с приобретенным товаром в одном ценовом ряду. При этом в данном случае различия в производителе, товарном знаке товаров и незначительные различия в их внешнем виде не учитываются.

Таким образом, с учетом изложенного в случае обращения потребителя с требованием о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате выплаченной денежной суммы за приобретенный товар и разницы в цене между приобретенным и соответствующим товаром цена соответствующего товара определяется следующим образом:

- по цене идентичного товара у продавца на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения;

- при отсутствии идентичного товара у продавца - по отпускной цене идентичного товара производителя (поставщика) на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения (определяется по запросу) с применением торговой надбавки, обычно применяемой продавцом при продаже такого товара;

- при отсутствии идентичного товара у производителя, поставщика (снят с производства, прекращена поставка и т.д.) - по цене товара, схожего с приобретенным товаром по назначению, набору функциональных (технических, физических, качественных) характеристик, размеру и находящегося с приобретенным товаром в одном ценовом ряду.

Термин "один ценовой ряд" предполагает, что к одному ценовому ряду относятся товары, схожие (наиболее близкие) по цене, назначению, набору функциональных (технических, физических, качественных) характеристик, потребительских свойств.

Какие же первоначальные действия потребителя, если он обнаружил, что приобретенный товар имеет недостаток?

Изначально потребитель должен предъявить требование продавцу, у которого был приобретен товар. Лучше всего, чтобы потребитель изложил свои требования письменно в виде претензии, которая должна содержать:

- наименование организации или индивидуального предпринимателя, которому направляется претензия;

- фамилию, имя, отчество гражданина (заявителя), данные о месте жительства, желательно оставить номер телефона;

- суть претензии (когда, где и что было приобретено; по какой цене; чем это можно подтвердить; выявленные недостатки товара);

- требование, предъявляемое продавцу;

- дату, подпись.

Потребитель может вручить претензию продавцу одним из следующих способов:

- отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца либо адрес индивидуального предпринимателя. Для этого необходимо точно знать наименование той организации, у которой потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, и ее юридический адрес. Юридический адрес организации может совпадать с адресом магазина или филиала продавца товара. Торговая организация продавца может иметь несколько магазинов, однако юридический адрес у них один;

- оставить запись в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в каждом торговом объекте и выдаваться по первому требованию потребителя;

- отдать продавцу заранее подготовленную претензию с просьбой сделать отметку на своем (втором) экземпляре о том, кто именно принял претензию (с указанием фамилии, имени, отчества, должности), и о дате принятия претензии.

Потребитель может предъявить претензию по качеству приобретенного товара и поставщику данного товара, импортеру на территории Республики Беларусь, в связи с:

- экономической несостоятельностью (банкротством) продавца (изготовителя);

- приостановлением или прекращением деятельности продавца (изготовителя);

- отсутствием у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе);

- местом нахождения или местом жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6