Последствия приобретения потребителем некачественного товараМатериалы / Последствия приобретения потребителем некачественного товараСтраница 5
- уполномоченные государственные органы в рамках своей компетенции (Министерство торговли Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерство связи и информатизации Республики Беларусь и др.
, местные исполнительные и распорядительные органы (областные, Минский городской, районные, городские исполнительные комитеты, администрации в городах)).Справка.
Государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы, которые в силу нормативных предписаний Закона в случае выявления нарушений законодательства о защите прав потребителей вправе:
- направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;
- направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно;
- направлять материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя;
- обращаться в суд с иском о защите прав неопределенного круга потребителей в случае нарушения прав потребителей;
- общественные объединения потребителей;
- суд с иском о защите своих прав. Согласно законодательству потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
В случае обращения в суд потребитель будет защищать свои права только в рамках гражданского процесса. При обращении в суд потребитель является истцом, а виновная сторона (продавец, поставщик) - ответчиком. Цель суда состоит в окончательном разрешении спора между сторонами, определении их прав и обязанностей.
При обращении с исковым заявлением в суд за защитой своих прав потребитель вправе также потребовать компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения продавцом его прав, предусмотренных законодательством. Под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания (ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Право потребителя на компенсацию морального вреда закреплено статьями 5 и 18 Закона. В соответствии с законодательством компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда и осуществляется в денежной форме.
Компенсация морального вреда допускается только по требованию, заявленному потребителем, и осуществляется в денежной форме продавцом (изготовителем, поставщиком, исполнителем) при наличии доказанной их вины.
Требования о размере компенсации морального вреда должны быть основаны на конкретных обстоятельствах. Поэтому истец в заявлении о компенсации морального вреда должен указать, кем, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) причинены ему физические или нравственные страдания, в чем они выражаются, в какой денежной сумме он оценивает их компенсацию (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. N 7 "О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда", с изменениями и дополнениями).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает (в зависимости от характера спорного правоотношения):
- степень нравственных и физических страданий потерпевшего исходя из тяжести (значимости) для него наступивших последствий и их общественной оценки;
- обстоятельства причинения морального вреда;
- возраст потерпевшего, состояние его здоровья, условия жизни, материальное положение и иные индивидуальные особенности;
- степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда;
- вправе также учесть имущественное (финансовое) положение причинителя вреда.