История возникновения и
развития законодательства о праве на товарный знак в РоссииМатериалы / Незаконное использование товарного знака / История возникновения и
развития законодательства о праве на товарный знак в РоссииСтраница 1
В процессе познания отдельного правового явления, в частности, такого, как право на товарный знак, одним из наиболее важных этапов является обращение к историческому материалу. Опираясь исключительно на конкретные факты, история не только выявляет действительные причины, обусловившие генезис и характерные особенности изучаемого правового института, но и позволяет, с учетом опыта прошлого, обоснованно прогнозировать тенденции его дальнейшего развития.
В связи с этим, историческому аспекту развития законодательства о товарных знаках в России и Франции посвящен отдельный параграф настоящей работы.История законодательства о товарных знаках в России насчитывает около двух столетий. Однако, товарный знак – клеймо – как материальное явление, а не соответствующая формально–правовая категория возник гораздо раньше, задолго до появления первых нормативных актов, установивших его правовую охрану.
Предпосылки клеймения товаров имели преимущественно экономический характер. Необходимость создания отличительных обозначений – "тамг" – возникла в период разложения первобытного строя, когда на смену общинной форме присвоения пришел институт частной собственности, при котором указанные обозначения позволяли определить принадлежность имущества тому или иному собственнику. Способы маркировки варьировались от выжигания тамг на теле скота до высекания их на камнях, столбах, деревьях, обозначения с их помощью границ земельных участков.
Дальнейшее развитие экономических отношений характеризовалось стремительным развитием товарообменных операций, в частности торговли.
Возникновение профессиональных торговцев "обезличивало" продаваемые товары, поскольку покупатель не способен был самостоятельно определить производителя этих товаров. В то же время каждый производитель был заинтересован, в максимальном спросе именно на свою продукцию, в связи с чем маркировка товара стала одним из основных инструментов продвижения товаров на рынке. Так, в Британском музее в Лондоне экспонированы многочисленные глиняные амфоры и иные предметы быта египетского происхождения возрастом более семи тысяч лет с высеченным на них клеймом производителя – ремесленника–гончара.
Эпоха распада Великой Римской империи характеризовалась заметным спадом ремесленной активности и, как следствие, существенным уменьшением объема торговых операций. Экономическая стагнация затронула и раннее средневековье, однако уже к XIV веку проставление на товарах специальных клейм изготовителя вновь прочно вошло в практику ремесленников. В этот период маркировка товаров подчинялась правилам цеховой регламентации: указывая изготовителя, относящегося к. цеху ремесленников, она удостоверяла право изготовителя на производство и продажу данного вида изделий. К тому же гильдии (союзы ремесленников) были заинтересованы в изготовлении товаров надлежащего качества, а клеймо, выполняя функцию идентификации производителя, позволяло выявлять виновного в производстве некачественной продукции .
С увеличением числа ремесленных цехов, производивших однородную продукцию все чаще стали иметь место случаи нанесения отдельными производителями на свои товары клейм, которые очень походили на уже известные потребителям знаки. Такие действия причиняли существенный ущерб как деловой репутации, так и имущественным интересам производителей оригинальных изделий, однако в то время практика маркирования не подвергалась государственной регламентации, вследствие чего не существовало сколько–нибудь надежной защиты от подделки товаров.