История возникновения и развития законодательства о праве на товарный знак в России
Материалы / Незаконное использование товарного знака / История возникновения и развития законодательства о праве на товарный знак в России
Страница 2

Таким образом, общественные отношения, связанные с маркированием (клеймением) товаров достигли такого уровня развития, при котором их регулирование нормами обычного права уже не отвечало интересам крупных производителей.

Возникла потребность не только в упорядочении указанных отношений, но и в создании надежного механизма их защиты от разного рода нарушений. Поставленная задача могла быть решена только посредством облечения отношений, связанных с клеймением товаров, в правовую форму, которая предполагала единообразие их регламентации и была подкреплена мерами государственного принуждения в обеспечение собственного исполнения.

О том, где ранее – в России или в странах Западной Европы– возникли первые нормативно–правовые акты по товарным знакам, в научной среде единого мнения нет.

А.П. Сергеев полагает, что "правовая охрана . объектов интеллектуальной собственности появилась в России значительно позже, чем в странах Западной Европы .", однако в литературе встречаются и иные точки зрения: "России принадлежит честь быть первою державой, ранее всех других государств заложившей административно–юридические основы для правильного клеймения изделий и для законного покровительства установленным образом наложенных знаков".

Прийти к единому мнению по данному вопросу возможно, лишь обратившись к историческим правовым источникам России и стран запада.

В России маркирование товаров до XVII века носило преимущественно стихийный характер и осуществлялось по усмотрению самих производителей.

Однако уже во второй половине XVII века товарному клейму было придано государственное значение, а отношения, связанные с клеймением были подвергнуты правовой регламентации. Новоторговый Устав 1667 года признал клеймение обязательным, придав ему фискальный характер: клеймо приобрело значение таможенного знака, подтверждающего факт оплаты государственной пошлины.

В XVIII веке вследствие становления мануфактурного производства фискальный характер клейма дополняется протекционным, стимулирующим отечественную промышленность.

Переломным в развитии российского законодательства о клеймах стал 1830 год, когда было решено отказаться от обязательного клеймения товаров, установив, напротив, систему поощрений для тех, кто будет клеймить свои товары.

Таким образом, 5 февраля 1830 года появился Указ "О клеймении изделий российских мануфактур, фабрик и заводов". По сути, это был первый российский закон, который установил право, а не обязанность, клеймить товары и единообразно урегулировал отношения в этой сфере. В дальнейшем положения этого Указа, не претерпев существенных изменений, вошли в Устав промышленности фабричной и заводской 1857 года.

Несмотря на прогрессивный характер Указа 1830 года, в условиях аграрного характера экономики России и неразвитости конкурентных отношений в сфере товарного производства, клеймение товаров не приобрело приоритетного значения для производителей. Вопреки этому обстоятельству, нами отстаивается тезис о том, что 1830 год следует считать отправной точкой развития российского законодательства о товарных знаках, поскольку именно рассматриваемый Указ создал все необходимые правовые условия для их применения.

Первый закон "О товарных клеймах" обязывал владельцев суконных, шляпных, бумажных и других фабрик иметь прочные клейма. Подделка чужого товарного клейма рассматривалась как уголовно наказуемое деяние. Однако четкого определения товарного клейма, условий возникновения прав на него, а также правомочий владельца закон не содержал.

Страницы: 1 2 3 4