История возникновения и развития законодательства о праве на товарный знак в России
Материалы / Незаконное использование товарного знака / История возникновения и развития законодательства о праве на товарный знак в России
Страница 3

Далее в развитии законодательства вводится понятие "товарный знак". Рассмотрение истории понятия "товарного знака" в контексте темы дипломной работы является необходимым, так как в последнее время в науке гражданского права все чаще поднимается вопрос правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу использования товарных знаков и знаков обслуживания.

При этом наблюдается явно недостаточная урегулированность вышеназванных правоотношений. Большая часть проблем могла бы быть успешно разрешена при четком уяснении понятия "товарный знак", выявлении признаков товарного знака, его разновидностей, а также окончательном решении вопроса о четком разделении двух категорий (товарный знак и знак обслуживания), или, напротив, об их объединении. Для этого, прежде всего необходимо четкое формулирование понятия товарного знака.

Я.С. Розен четко указывает на момент возникновения рассматриваемого нами средства индивидуализации. Товарный знак был впервые легализован Законом от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)". Указанный нормативно–правовой акт признавал товарными знаками всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в которых они хранились, для отличия их от товаров других промышленников и торговцев (например, клейма, тавра, печати, пломбы, капсюли, метки (вытканные и вышитые), этикетки, виньетки, девизы, ярлыки, обложки, рисунки, оригинальных видов упаковки и т.п.).

Значение понятия "товарный знак" не могло не претерпеть изменений в связи с приходом к власти других политических сил, совершенно иначе понимавших и относящихся к самому товару. 17 июля 1919 г. принимается Постановление ВСНХ "О товарных знаках государственных предприятий", а затем 10 ноября 1922 г. – Декрет СНК РСФСР "О товарных знаках". В первом из названных документов под товарным знаком понималось не столько средство индивидуализации продукции, сколько способ идентификации предприятия–производителя и ведомства, которому предприятие подчинено. В отличие от Постановления Декрет СНК служил для выделения определенной продукции из круга аналогов, выпускаемых как государственными, так и частными предприятиями. Декрет допускал в качестве обозначений клейма, пломбы, метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, оригинальные слова, сочетания слов и их начертания, рисунки и т.п. Кроме того, он устанавливал обязанность регистрации товарных знаков, а также запрет на использование чужого знака. Позднее (12 февраля 1926 г.) положения Декрета конкретизировались Постановлением ВСНХ "О товарных знаках".

Следующим этапом в развитии понятия товарного знака как средства индивидуализации, можно признать введение в оборот двух независимых категорий: товарных знаков и производственных марок. Согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1936 г. предприятие–изготовитель обязано было маркировать продукцию не только знаком отличия (товарным), но и знаком, содержащим информацию о производителе товара (производственной маркой) .

Несколько иначе стали воспринимать товарный знак в 60–х годах XX в. С принятием 15 мая 1962 г. Постановления Совета Министров СССР "О товарных знаках" стало возможно помещать данные знаки на продукцию в случае соответствующей регистрации идентификационного знака, который мог представлять собой словесное выражение, изобразительное, комбинированное и объемное обозначение. В этом же постановлении ограничивалось право использования в качестве товарного знака или его части определенных обозначений (наименований, рисунков, сокращений и т.д.). Например, запрещалось использование в товарных знаках государственных гербов.

Страницы: 1 2 3 4