История возникновения и развития законодательства о праве на товарный знак в России
Материалы / Незаконное использование товарного знака / История возникновения и развития законодательства о праве на товарный знак в России
Страница 4

В дальнейшем в связи с утверждением в 1974 г. нового Положения о товарных знаках отношения, связанные с их использованием, получили новое регулирование. Правда, названный документ в большей степени был посвящен различным ограничениям использования товарных знаков, что было связано с присоединением СССР к ряду международных соглашений и договоров.

Существенным шагом в развитии законодательства о товарных знаках стало принятие 03.06.1991 г. Закона СССР "О товарных знаках и знаках обслуживания". Данный закон не только повышал уровень нормативной регламентации отношений, связанных с товарными знаками и знаками обслуживания, но и был разработан на основе учета требований рыночной экономики, а также богатого опыта развитых стран и положений международных конвенций.

В связи с распадом Советского Союза Закон от 03.06.1991 г. так и не вступил в силу. Однако он послужил хорошей базой при разработке Верховным Советом РФ Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", который был принят 23.09.1992 г. и вступил в действие с 17.10.1992 г.

Таким образом, Россия пришла к принятию Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" с достаточно солидным багажом правовых наработок, которые порой весьма сильно противоречили друг другу. Вполне возможно, что именно эти противоречия помешали законодателю четко сформулировать понятие товарного знака, выделить его специфические признаки и отграничить от других сходных понятий, используемых в гражданском праве по отношению к средствам индивидуализации.

Указанный закон впервые в истории России ввел охрану наименований мест происхождения товаров, которые ранее в качестве самостоятельных объектов промышленной собственности не выделялись. Положения Закона получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых Правительством РФ и Патентным ведомством РФ.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ свидетельствует о дальнейшем развитии и совершенствовании правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью и ее правовой охраной. Правила, касающиеся самих товарных знаков как объектов правовой охраны, каких–либо существенных изменений не претерпели. Так, хотя легальное определение самого товарного знака в очередной (четвертый по счету за последние 15 лет!) раз изменилось, однако не очень существенно. Согласно пункту 1 статьи 1477 ГК РФ товарным знаком отныне будет считаться обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Новыми моментами в этом определении являются, во–первых, отграничение товарных знаков от знаков обслуживания, предназначенных для индивидуализации работ и услуг; во–вторых, указание на то, что обладателем исключительных прав на товарный знак может быть не любое физическое лицо, а лишь индивидуальный предприниматель (ранее это предусматривалось иной нормой Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. (далее – Закон о товарных знаках).

Сегодня основная функция товарного знака и знака обслуживания – отличительная. Посредством товарного знака отличаются товары одного производителя от однородных товаров другого производителя. Знак обслуживания призван отличать услуги и работы, оказываемые или выполняемые одними юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, от однородных услуг и работ, оказываемых другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Кроме того, товарный знак и знак обслуживания выполняют рекламную функцию. Если товар хорошо зарекомендовал себя, то товарный знак, маркирующий товар, делает рекламу его производителю.

Страницы: 1 2 3 4