Основные направления совершенствования социально-экономического обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Материалы / Социально-экономическое обеспечение военнослужащих иностранных армий / Основные направления совершенствования социально-экономического обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Страница 2

Таким образом, на первый взгляд, Закон позволяет решить задачи новой системы обеспечения жильем военнослужащих, которые были определены при разработке Закона:

— переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства;

— возможность приобретения жилья через три года нахождения в накопительно-ипотечной системе за счет ипотеки;

— стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицерского корпуса, на основе стимулирования заинтересованности военнослужащих в продолжении военной службы".

Вместе с тем системный анализ закрепленных в Законе норм заставляет в этом усомниться.

Прежде всего, серьезную обеспокоенность вызывает то, что в Законе не содержится конкретных норм, защищающих право участников НИС на получение причитающихся им средств в случае утраты этих средств одной или несколькими управляющими компаниями. Часть 3 ст. 11 Закона, устанавливающая, что использование участником денежных средств в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете, "является исполнением государством своих обязанностей по жилищному обеспечению военнослужащего" в отсутствие четкого механизма получения таких средств в случае утраты жилищных накоплений управляющими компаниями скорее только подчеркивает, что государство ограничивает свои обязательства по жилищному обеспечению военнослужащего исключительно теми, которые перечислены в ч. 1 ст. 11 Закона. Кстати говоря, отсутствие легального определения "жилищное обеспечение военнослужащего" и неясность содержания этого понятия приводит к тому, что дословное толкование указанной нормы может быть и таким, что государство не обязано предоставлять служебное жилье военнослужащему, использовавшему, например, по истечении 3 лет участия в НИС жилищные накопления на приобретение жилья в собственность путем получения целевого займа (согласно ст. 14 Закона). По-нашему мнению, данное толкование необходимо законодательно и документально отменить. Хочется надеяться, что разработчики вкладывали в указанные нормы иной смысл и они не будут использоваться против интересов военнослужащих.

В этом отношении вполне обоснованно наше предложение детально проанализировать предусмотренные Законом механизмы обеспечения сохранности указанных средств и, при необходимости, предусмотреть дополнительные меры по снижению рисков, установив обязательства государства по своевременному восполнению из федерального бюджета утраченных финансовых средств. По этому направлению мы высказываем идею по созданию специального органа страхования денежных средств военнослужащих, некий фонд, который в случае "нестандартного поведения экономики" будет являться гарантом надежности, и уверенности в завтрашнем дне для "военных" и членов их семей. Контроль за своевременным пополнением данного фонда и его расходыванием должен осуществлять, по нашему мнению, выборный орган из обычных военнослужащих от лейтенанта до генерала, из разных городов. Эти люди будут собираться и голосованием решать насущные проблемы "военных", а также рассматривать их жалобы, заявления и предложения по жилищному обеспечению. Необходима при этом обязательная ежегодная смена данной группы, и при попадании в это контрольный орган, за военнослужащим конечно должна сохраняться его последняя занимаемая должность. Причем кандидаты в этот контрольный орган должны служить не в Управлениях, Штабах и т.п., а люди, имеющие за своими плечами службу в самых различных уголках нашей страны. Преимуществом должны пользоваться военнослужащие в районах Крайнего Севера, отдаленных районах, а также районах со сложной оперативной обстановкой. На наш взгляд, данная мера значительно улучшит отношение военнослужащих к выполнению своих обязанностей.

Кроме того, из-за некорректности этой стороны закона, мы бы хотели внести предложение закрепить в нем субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам уполномоченного органа перед военнослужащим или признание этих обязательств государственным внутренним долгом (по аналогии со вкладами граждан в Сбербанк. В настоящее же время получилось, что военнослужащий фактически становится "заложником" НИС, не имея даже права выбрать (в отличие от пенсионеров) управляющую компанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7